Пояснительная записка

Рабочая программа

      логопедических занятий для обучающихся 1А класса с НОДА(вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ)

 

учителя- логопеда

 

Сухаревой Элеоноры Юрьевны

                                                                                                                                             

2019-2020 учебный год

                                                            

Рассмотрено на заседании ШМО

                    Руководитель ШМО

                                          _________ _________________

                                            «_____»________________2019 г.

                                                                          

                                                                 

                                                                            

                                             

                                                

Пояснительная записка

 

Рабочая программа логопедических занятий составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. №1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями:

- с учетом Примерных программ по учебным предметам начального общего образования (русский язык); Адаптированной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Логопедические занятия наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Логопедическая работа организуется с группой учащихся и индивидуадьно после уроков для проведения коррекции нарушенных ВПФ и всех сторон речи школьников.

                                                                                                                                                                                                      

Данная рабочая программа предназначена для работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения развития и реализуется в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с НОДА в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Для составления Рабочей программы был АООП реализован вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ. 

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми с НОДА.

В настоящее время все более актуальной становится проблема медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации детей с НОДА. Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике. Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.

 Для формирования устойчивого интереса к деятельности детей данной группы педагоги учитывают их существенные потребности и опираются на внешнюю мотивацию: поощрение любимым развлечением (игра с мыльными пузырями, игрушка и др.). Ребёнок получает положительную оценку и поощрение сразу после успешного завершения задания.

Процесс обучения предметной деятельности детей второй группы происходит на индивидуальных занятиях. В качестве мотива педагоги используют интерес обучаемых к двигательным действиям, пище, звукам, запахам, зрительным эффектам, тактильным и кинестетическим ощущениям. Такие желанные объекты, как музыкальные игрушки, духи, фонарик, мыльные пузыри, качели, используются в качестве поощрения за успешно осуществленную деятельность с новым объектом.

Дети учатся захватывать, удерживать, рассматривать предметы, выполнять с ними различные действия: сжимание, надавливание, встряхивание, бросание и др. На данном этапе начинается обучение предметно-игровой деятельности с использованием звучащих игрушек, кубиков, машинок, кукол, матрешек и др.; формируются представления о функциональном назначении некоторых материалов (бумага, пластилин, глина, вода, краски и др.) и инструментов (нож, ножницы, клеевой карандаш, кисточка, карандаш и др.); начинается формирование действий с использованием данных материалов и инструментов на занятиях по лепке, рисованию, аппликации.

Первоначально в процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять/положить предмет на стол, помахать флажком, позвенеть колокольчиком и др., следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т.д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В процессе обучения педагоги формируют представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия.

Снять трудности исполнительной части позволяет расписание (алгоритм) действия,составленное, в зависимости от уровня понимания ребенка.Формирование интереса к деятельности детей происходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности..

, надавливанием и размазыванием, применение форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из керамики выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно (листики, рыбки и др.).

                                                                     Сотрудничество с родителями

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Зачастую при поступлении ребёнка в школу родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов, и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечает нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаясь на недостаточность своих знаний о подходах к обучению и воспитанию ребёнка. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.

Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в осуществлении индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий и участие в совместной с ребёнком деятельности на занятии, просмотр фрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребёнком.

.Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи.

Обучение речевой деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий, направленных на коммуникацию с окружающими людьми и является основой дальнейшего обучения доступной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

В ходе обучения воспитывается интерес к речи, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-временных представлений, формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребёнком серии последовательных действий. Занятия проводится преимущественно в индивидуальной форме.

 

Основной целью учебного курса является коррекция нарушенных ВПФ и формирование речи данной группы обучающихся, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики формировать у них все стороны речи: коммуникативные навыки орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, речевую систему в целом 

 В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного стандарта на другой, которое необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования.

Определение варианта данной программы для обучающихся с НОДА осуществляется на основе рекомендации ПМПК, ИПР, степени тяжести нарушений и индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Вариант 6.3 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения. Нормативный срок освоения данной Рабочей программы по логопедии для работы с детьми со сложной структурой дефекта рассчитан на данный учебный год.

Основные принципы отбора логопедического материала, дополняемые и находящиеся в соответствии с принципами обучения:

-принцип деятельностного подхода;

-принцип опоры на сохранное звено нарушений психической функции;

 -принцип учета симптоматики и степени тяжести дефекта;

-онтогенетический принцип.

Принципы обучения:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип сознательности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

-принцип наглядности, доступности;

-принцип рационального сочетания индивидуальных и групповых форм занятий и способов работы.

   Предполагаемы результаты уровня подготовки обучающихся по данной программе предусматривает:

I. Звуковую культуру речи - это

- уметь выделять в произношении заданный звук;

-определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в скороговорках, стихах, подбирать слова с заданным звуком;

-находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);

-качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий), правильно употреблять соответствующие термины;

-производить звуковой анализ слов: количество звуков, последовательность фонем, место звука в слове, количество слогов;

-уметь внятно и отчетливо произносить звуки, слова, короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, соблюдая установленные Правила речи.

II. Обучение грамоте – это:

- уметь различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- делить слова на слоги, выделять словесное ударение;

-иметь представление о предложениях, их видах, составлять слова из слогов, предложения из слов.

III. Формирование словаря - это:

-уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, мебель, одежда и т.п.);

-употреблять в речи названия предметов и их частей, деталей;

-различать и называть характерные свойства и качества предметов;

- образовывать новые слова по аналогии;

-понимать и употреблять слова- антонимы, синонимы, омонимы;

-использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

IV. Развитие связной речи - это:

-уметь составлять небольшие связные рассказы, например: об игрушках, о своем классе, о своей семье;

-уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

-понимать содержание литературного текста.

V. Формирование грамматического строя речи - это:

-уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

- употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под);

-употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;

-употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения.

VI. Письмо - это:

-уметь правильно держать ручку;

-формирование и совершенствование графических навыков;

-закрепить навык правописания строчных и заглавных букв на письме;

-уметь правильно писать слова, словосочетания, короткие предложения (под дикт

 Речь и альтернативная коммуникация.

Основные задачи реализации содержания: Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Использование альтернативных средств коммуникации. Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге. Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка предел.

Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных математических представлений: о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Развитие умения самостоятельно пользоваться знаниями при решении элементарных житейских задач.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: