Общая характеристика учебного курса

Особенности речевого развития у умственно отсталых детей рассмотрены многими авторами: В.Петрова, М.Певзнер, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г..А. Каше, Р.И Лалаева и другие.

       При реализации данной логопедической программы применяются следующие основные методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, взаимодействия учителя-логопеда и обучающегося, «игровые методы, экспериментирование, занимательные упражнения, графические игры, лексико-грамматические игры, дифференцированный логопедический массаж, искусственная локальная контрастотермия, дыхательная речевая гимнастика, развитие голоса и коррекция звукопроизношения, развития просодики; используется разнообразный дидактический и практический материал; фланелеграф; разрезные наборы букв и слогов; предметные и сюжетные картинки, серия сюжетных картин, применение компьютерных обучающих программ.

Данная программа предусматривает индивидуальное и групповые формы обучения.

Коррекция речевых нарушений у обучающихся с НОДА требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены логопедические занятия.

Логопедические коррекционные занятия проводятся в школе-интернате во второй половине дня с соблюдением режимных моментов, установленных в образовательном учреждении. Рабочая программа рассчитана на формы занятий: индивидуальные -20 минут, групповые-30минут. Посещение индивидуальных логопедических занятий, детьми, находящимися на домашнем обучении – 30 мин наполняемость групп 2-3 обучающихся.                                                                                       

 Количество часов, указанных в программе, также может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по коррекции речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей,программы по русскому языку, литературному чтению и особенностей речевого дефекта обучающегося.

     ФГОС для детей с позволяет дифференцированно, с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся, создавать два варианта АООП НОО, которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации.

     Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.                                                                   

У обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости полиморфное нарушение произношения, несформированность слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического анализа, связной речи, словарный запас,ограниченный звукоподражаниями и междометиями, несформированность грамматического строя.Овладение письмом и чтением у учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.                                                                                                         Для обучающихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет обучающихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У обучающихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того уровня, которое наблюдается у нормальных детей.                                                                         

Данная рабочая программа логопедических занятий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на контингент детей с НОДА, страдающих дизартрией средней и тяжелой степени.   

Знание особенностей речевых нарушений у детей с НОДА позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

 Особенностью расстройств речи у детей с НОДА является их патогенетическая общность с двигательными нарушениями, что находит свое выражение во взаимосвязи между развитием речи и формированием общей и тонкой моторики. 

     Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления. Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях ребенка.

 

Логические связи данного курса тесно связано с науками педагогического цикла. Однако самостоятельность ее как одного из разделов специальной педагогики обязывает логопеда стремиться к тесному содружеству со смежными науками:физиологией речи, психологией, различными областями медицины, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, педагогикой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: