Логопедическое обучение является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Логопедическая работа с детьми, имеющими различные расстройства речи, позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности обучающихся. Систематическая, комплексная работа по развитию речи,,проводимая на логопедических занятиях, способствует развитию у данной категории детей речи как средства общения и является необходимой предпосылкой для усвоения ими программного материала по предметам учебного плана. Планируемые результаты программы логопедической коррекционной работы уточняются и конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей младших школьников с нарушениями речи при НОДА и направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, включающих устную речь обучающегося, на развитие его произносительных, познавательных способностей. Критерием успешности всегда считались достижения речевой динамики обучающегося, уровень сформулированности умений и навыков в обучении и воспитании. В настоящее время наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент(формирование УУД в регулятивных, познавательных, коммуникативных сферах) - что явилось новизной при составлении данной рабочей программы. Для оценивания результатов динамического речевого развития в конце учебного года составляется словесный и цифровой отчет по проведенной работе с детьми за текущий учебный год. Обучение по предмету «логопедические занятия» для детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально успешно решать бытовые задачи в самостоятельной жизни, находить общий язык в семье и ближайшем окружении.
|
|
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Начиная с первичного обследования устной речи,письма и чтения, с целью выработки единых предъявляемых требований для дальнейшего успешного обучения, поддерживается контакт с учителями начальных классов, отсюда следует, что тематическое планирование для индивидуальной и групповой работы также составлялось в соответствии с программным материалом по русскому языку и литературному чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную деятельность значительно повышается, если дидактический материал используется в соответствии с темой программы, которая изучается на уроках русского языка и чтения. Логопедия тесно связана с науками педагогического и гуманитарного циклов, а также со смежными науками: физиологией речи, психологией, различными областями медицины, лингвистической, психолингвистической, языкознанием, педагогикой.
|
|
Содержание учебного курса.
Программа состоит из следующих разделов:
Коррекция ВПФ
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- формирование связной речи;
-формирование учебных навыков и умений.
Календарно-тематическое планирование отражает содержание индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с программным материалом по русскому языку и чтению. При проведении индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи используются следующие приемы логопедического воздействия:
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий);
-пассивная и активная артикуляционная гимнастика;
-развитие понимания речи;
- развитие речевого дыхания;
- голосовые упражнения;
- оживление мимики лица;
- глазодвигательные упражнения;
- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
- коррекция звукопроизношения (постановка отсутствующего или искаженного звука, автоматизация коррегируемого звука, дифференциация смешиваемых фонем);
- развитие тонкой моторики. Логопедическая работа по коррекции тяжелого нарушения речи, как дизартрия различной степени тяжести, проводится учителем-логопедом, обученным методике проведения логопедического массажа, и имеющим соответствующий сертификат. Необходимый логопедический массаж при дизартрии проводится при наличии справки на его разрешение от врача-невролога. Основными направлениями работы при проведении занятий с детьми являются:
- развитие игровой деятельности с использованием речевого материала;
- развитие речевого общения с окружающими, обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя и обучение связной речи;
- работа по устранению дисграфических и дислексических ошибок;
- развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие зрительного и слухового памяти и внимания, развитие логического мышления;
- развитие двигательных функций;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений.
Тематическое планирование
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания |
Обследование | 7 | Пересказ прочитанного текста |
Предложение | 16 | Вставь пропущенные слова в предложение |
Предлоги | 12 | Вставь недостающее слово |
Звуковой анализ | 16 | Рассели слова по домикам |
Твёрдые и мягкие согласные | 16 | Разложи картинки |
Состав слова | 10 | Подобрать однокоренные слова из текста |
Словосочетание | 10 | Подберите подходящие по смыслу слова |
Текст | 15 | Работа с деформированным текстом |
Всего часов | 102 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
|
|