Современная организационная структура службы управления персоналом может значительно варьировать.
Основу современного представления об управлении персоналом организации составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Вновь формируемые службы управления персоналом, естественно, создаются на базе традиционных подразделений: отдела кадров, отдела организации труда и техники безопасности, отдела подготовки кадров и др. Новым службам вменяется в обязанность реализация кадровой политики и координация деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке системы стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, к предотвращению и локализации конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.д.
|
|
типичные проблемы кадровых служб:
• По функции «планирование персонала» (смысл: обеспечить организацию персоналом необходимого количества и качества) типичные проблемы: слабая связь со стратегическим планированием организации; преобладает краткосрочное планирование; недооценивается роль планирования качественного состава персонала; реактивный характер; слабая связь с другими функциями кадрового менеджмента; слабая координация работы по поводу планирования с другими субъектами кадрового менеджмента.
• По функции «набор персонала»: (смысл: создание необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности в организации): осуществляется стихийно; критерии поиска кандидатов четко не определены; процедура не алгоритмизирована; перекос в сторону либо внутренних, либо внешних источников набора; пассивные методы набора все еще преобладают.
• По функции «отбор персонала» (смысл: идентификация характеристик кандидата с требованиями конкретной должности) типичные проблемы: критерии и принципы четко не определены; отсутствие научно-обоснованных технологий отбора; непрофессиональное использование методик отбора; слабое использование конкурентных начал.
• По функции «мотивация и стимулирование персонала» (смысл: изучение потребностей, интересов и мотивов сотрудников и их использование для повышения производительности труда) типичные проблемы: слабое использование теорий, методов, систем мотивации, положительно зарекомендовавших себя в лучших компаниях мира; отсутствие взаимосвязи данной функции с другими функциями кадроведческого цикла; непрозрачность; влияние субъективного фактора.
|
|
• По функции «адаптация персонала» (смысл: приобщение сотрудника к организации) типичные проблемы: отсутствует структурное закрепление функции управления адаптацией в системе кадрового менеджмента организации; процесс адаптации формализован и проводится без учета личности адаптируемого; нарушен алгоритм процесса адаптации; слабое информационное обеспечение процесса адаптации и контроль над ней; нет продуманных программ адаптации с учетом индивидуальных особенностей новичков.
• По функции «обучение персонала» (смысл: подготовка персонала к успешному выполнению стоящих перед ними задач и к развитию новых компетенций) типичные проблемы: отсутствует ясная политика обучения персонала организаций; обучение проводится от случая к случаю; не отработан механизм взаимодействия предприятия и вузов, занимающихся обучением кадров, не сложилось устойчивых и эффективных форм этого взаимодействия; отмечается несоответствие содержания программ обучения тем целям, которые персоналу организации предстоит решать в настоящем и будущем; кроме того, в программах отсутствуют предметы, дающие знания, необходимые современному менеджеру - логика, ораторское искусство, имиджелогия; отсутствие научно-обоснованных методик по определению потребностей в обучении и оценке эффективности обучения; недостаточная квалификация преподавателей, их оторванность от практики реальной работы организаций, часто - неумение выстроить свои отношения с аудиторией; недостаточность учебников и учебных пособий, методических рекомендаций по различным областям теории и практики управления; медленное совершенствование методов обучения.
• По функции «оценка деятельности персонала» (смысл: измерение эффективности работы персонала) типичные проблемы: оценка персонала в организациях проводится нерегулярно, без учета особенностей различных категорий персонала; формальное отношение к оценке персонала в силу неопределенности предмета оценки, сложности и трудоемкости самой процедуры, что создает благоприятную почву для конфликтных ситуаций; сильное влияние субъективного фактора; отсутствие надежного инструментария оценки, профессиональных специалистов в области оценки, в том числе и по причине нехватки материальных ресурсов; преобладание неформализованного описательного подхода к оценке персонала, при котором достоверность в большинстве своем ограничена формальными показателями (уровень образования, общий стаж работы, стаж работы по специальности, сведения о повышении квалификации и др.); оценка редко приводит к административным и мотивационным последствиям, в основном она выполняет информационную функцию.
• По функции «управление карьерным развитием персонала» (смысл: планирование и реализация индивидуального профессионального развития и должностного перемещения сотрудника в организации) типичные проблемы: механизмы карьерного продвижения отработаны слабо; планы карьерного продвижения сотрудника и планы на данного сотрудника у организации редко совпадают; процесс управления карьерой закрыт и непрозрачен; недооценивается актуальность работы с кадровым резервом; сложившиеся формы и методы работы с резервом не обеспечивают эффективность процесса.
Существующие проблемы: отсутствие отработанных технологий кадрового менеджмента и (или) некомпетентное их исполнение; отсутствие связи функций между собой и с предметными областями общего менеджмента организации; отсутствие постоянной связи с внешними консультантами, обладающими высоким профессиональным уровнем; доминирование вспомогательных функций технического и информационно-учетного характера - обусловлены сильным влиянием субъективного фактора в управлении, слабыми знаниями руководителей в области кадрового менеджмента, непрофессиональным составом кадровых служб.
|
|
В составе кадровых служб по-прежнему преобладают сотрудники с непрофильным образованием; руководитель организации наделяет кадровую службу минимальным набором функций; даже минимум функций реализуется отчасти и с невысоким качеством; ключевые функции кадрового менеджмента: отбор, мотивация и стимулирование, управление карьерными процессами - остаются за высшим руководством компаний; в распоряжении кадровой службы нет четкого плана по формированию и развитию персонала; эффективность деятельности кадровой службы не оценивается по количеству и качеству реализованных функций. Такое состояние кадровых служб в организациях как главных субъектов кадровой работы не способствует становлению кадрового менеджмента.
Все это, в конечном счете, объясняется объективными причинами: отсутствием развитых механизмов рыночного регулирования, системного и научно-обоснованного менеджмента организаций, низкой профессиональной компетентностью субъектов кадровой работы. Конкретные меры по оптимизации реализации функций кадрового менеджмента сводятся в основном к устранению причин их возникновения.
необходима профессионализация деятельности кадровых служб как первичных субъектов кадрового менеджмента и всех субъектов кадровой работы, включая внешние по отношению к организации институты, составляющие в совокупности инфраструктуру кадровой работы. Профессионализация кадровых служб рассматривается как система специальной подготовки и развития компетентности персонала службы кадров для эффективной деятельности по осуществлению кадрового менеджмента в организациях. Профессионализация является сложным и многогранным процессом, включающим решение проблем образовательного, социального, психологического, организационно-экономического характера. Исходным понятием профессионализации является понятие «профессия» как система специальных знаний, умений, навыков, получаемых человеком в результате профессионального образования и профессиональной деятельности.
|
|
В структуре профессионализации кадровых менеджеров выделяется три условия: наличие профессионального образования, приобретение и развитие компетентности в профессиональной деятельности, создание условий для практической реализации профессионализма.
В Заключении: - анализ деятельности кадровых служб на современных российских предприятиях показал, что в деле практической реализации кадрового менеджмента мы стоим в начале пути. Из процесса становления пока еще «выключена» наука, а кадровые идеи не переведены на язык конкретных задач, предлагаемые программы носят декларативный характер, технологии кадровой работы не сложились и не используются в должной мере;
- сегодня российским предприятиям и организациям необходимо создание качественно новых кадровых служб, главной целью которых является разработка, внедрение, оценка, корректировка системы кадрового менеджмента предприятия. Основные задачи этих служб - упорядочение кадровых процессов в организациях на основе единства теории и практики.