Эволюция места и роли кадровых служб и их аналогов в управлении людьми

Зарождение (прототипы) кадровых служб. Изменение роли и статуса кадровых служб в организации по мере развития кадрового менеджмента. Взаимодействие кадровых служб и внешних организаций (бюро по трудоустройству и т.п.) Кадровые службы в зарубежных странах и в России. Место служб управления персоналом в структуре управления на различных этапах их развития.

Предыстория управления персоналом: гильдии ремесленников на защите прав трудящихся, управление людьми на мануфакторном производстве, секретари по благосостоянию на английских предприятиях в начале 20 века и другие примеры отношения к человеку как к субъекту труда до возникновения потребности в кадровых службах. Возникновение служб организованного трудоустройства (бирж труда).

 

На рубеже 1900 года часть функций (наем, учет использования рабочего времени) стало передаваться в отдельные подразделения.

1912 год считается датой, когда отдел кадров впервые возник в современном значении этого слова.

В 1920 году эти отделы получили широкое распространение в США и Западной Европе. Работники этих подразделений налаживали отношения между работодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, ведали некоторыми жилищными вопросами, оформляли кадровую документацию.

В 1930 году работа отдела кадров была сориентирована на ведение переговоров, на заключение трудового договора, общий контроль за деятельностью управления персоналом.

 

История развития кадровых служб с 20-х гг. прошлого века.

20-е гг. – появление служб, регулирующих отношения работодателя и персонала. Этап «пассивного управления персоналом»: «синеворотничковые» службы персонала в 30-50-е гг. Учет рабочего времени и заработной платы как основные задачи служб персонала. Нормирование труда как основной механизм управления.

Этап «реактивного управления персоналом»: новый подход к управлению персоналом в 50-70-е гг. в связи с бурным развитием психологической науки. Расширение функций и численности работников кадровых служб. Социологические и психологические службы в организациях и их роль. Консультационно-обособленный характер кадровых служб. Оказание услуг работникам и информационная и консультационная поддержка руководителей как основные функции кадровой службы. Посредничество кадровой службы между администрацией и профсоюзами.

Направления эволюции управления персоналом в 80-е гг. Японский опыт управления и его влияние на развитие кадрового менеджмента. Переориентация менеджмента «на отношения». Современные тенденции развития служб управления персоналом: увеличение числа функций, повышение статуса и изменение роли в системе управления организацией.

Развитие кадровых служб в России. Централизованный учет и распределение рабочей силы в 20-40-е гг. Трудовая повинность и практика мобилизации трудоспособного населения. Деятельность бирж труда (бюро по трудоустройству) в довоенные и послевоенные годы. Администрация предприятия и парткомитет как организаторы кадровой работы. Идеалогическое вмешательство в науку и практику управления: обоснование преимуществ социалистического труда перед капиталистическим, кодекс строителя коммунизма и пр. Практики управления: соцсоревнования, хозрасчет и др. Служба управления персоналом как функциональная служба и как субъект управления (отделы кадров, кадровые службы, кадровые департаменты, дирекции по управлению персоналом и др.): понятие, место в организации, статус, роль. Цель и задачи служб управления персоналом: отечественный и зарубежный подходы. Менеджер по управлению персоналом в организации. Его роль и функции в управлении персоналом, отличие от инспектора по кадрам. Основные направления перестройки работы служб управления персоналом в современных условиях.

Функции службы управления персоналом. Основные и обеспечивающие функции. Содержание функций в зависимости от особенностей организации, стадии ее развития, размера, типа организационной структуры и пр. Определяющее влияние содержания функций на организационную структуру службы персонала. Распределение функций между структурными подразделениями службы персонала. Численность персонала кадровых служб и методы определения потребности в специалистах по персоналу. Статус службы персонала в организации.

История развития подразделений, занимающихся выполнением тех или иных функций в области управления людьми, теряется в глубине веков. Еще 4-5 тысяч лет назад, в период формирования рабовладельческих государств, на Древнем Востоке (Шумер, Египет, Аркада) пользовались отбором персонала. Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Еще Геродот пишет о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до Р.Х.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций за проступки и т.д., то есть тех вопросов в области управления ЧР, которые актуальны и по сей день.

исторический памятник, как "Книга правителя области Шан" — один из наиболее значительных образцов общественно — политической мысли древнего Китая. В нем излагается учение Шан Яна (IV в. до н.э.) — основателя школы легистов, отстаивающих деспотическую форму правления. Трактат оказал большое влияние на формирование бюрократической системы управления в Китае, профункционировавшей без каких-либо существенных изменений до начала XX века. Особое внимание в трактате уделяется эффективной, с точки зрения стоящих перед правителем целей, практике управления ЧР (в нашем современном понимании). К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Традиционно в странах Востока высшие органы администрации включали управления кадров. Например, в царстве Ся древнего Китая таким кадровым органом был гуаньцзис — управление гражданскими чиновниками и кадрами армии. Это управление ведало учетом и комплектованием кадров. Такие подразделения наводили справки о будущих чиновниках и других подданных правителя, нередко используя эту информацию против них. Знаменательными фактами история подтверждает, что проблематика управления людьми если и не стара как мир, то, как минимум, возникает приблизительно в одно и тоже время с организацией, как социальным феноменом.

Сооружение пирамид в Древнем Египте дало сильный толчок развитию планирования в хозяйственной деятельности и в управлении человеческими ресурсами. Достаточно сказать, что блоки, из которых строились пирамиды, весили по две с половиной тонны каждый. Причем изготовлялись они далеко от места строительства, их перевозка и установка требовали детального планирования. Да и само управление сотней тысяч рабов, занятых на строительстве, длившемся более двадцати лет, требовало массы усилий. Известно также, что при строительстве храма Соломона в Иерусалиме в начале первого тысячелетия до нашей эры применялась организация труда, аналогичная вахтенному методу, имеющему сейчас довольно широкое распространение в добывающей промышленности. Семьдесят тысяч подносчиков и восемьдесят тысяч каменщиков, труд которых контролировался тремя тысячами надсмотрщиков, после месяца труда на строительстве храма заменялись и на два месяца распускались по домам.

Начало специализации в области управления человеческими ресурсами Многие авторы склонны отождествлять зарождение служб управления ЧР с зарождением профсоюзного движения. Другие исследователи признают исходной точкой истории управления ЧР начало специализации в области управления. Как пишут в своей книге "Кадровое управление" Г. Круден и А. Шерман: "Хотя, кадровое управление не было сферой специализации вплоть до первой мировой войны, однако развитие этой сферы можно наблюдать начиная со средних веков до промышленной революции". Современные службы управления ЧР представляют собой крупные функциональные подразделения в организационной структуре организации. Хотя, как отмечают упомянутые выше авторы: "На рубеже 1900-х годов функции управления кадрами, которые были ограничены, главным образом, наймом и учетом использования рабочего времени, возглавлялись самим руководителем и являлись частью его основной работы". Вся история управления человеческими ресурсами представляется нам путем к самостоятельному статусу этого аспекта управления. Ведь долгое время среди других форм управленческой деятельности, будь то сфера производства или сбытовая деятельность, управление человеческими ресурсами рассматривалось лишь как неизбежное зло, которое в некоторой степени может содействовать общим результатам организации.

В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. 1912 год считается приблизительной датой, когда впервые возник отдел кадров в современном понимании слова. В 1920-х гг. подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.

По мнению У. Френча: "1912 год считается примерным временем появления современного отдела кадров". Но на отдельных предприятиях, вроде Baltimore and Ohio Railroad, отдел кадров был создан значительно раньше (1880 г.). Г. Круден и А. Шерман пишут: "Хотя он (отдел кадров) существовал раньше в форме отдела найма или отдела благосостояния, 1912 год считается приблизительной датой, когда отдел кадров впервые возник в современном смысле слова. В 1915 г. школой Тиск в Дортмундском колледже впервые был предложен учебный курс, предназначенный для управляющих наймом, а в 1919 г. по крайней мере 12 колледжей предлагали программы обучения по управлению кадрами. К началу 20-х годов эта сфера управления получила ясный статус в виде отдела кадров в большинстве крупных компаний и правительственных учреждений". В ходе становления особых служб управления ЧР возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и трудовым отношениям и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: