Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения

философско-методологический анализ науки

 

Могилев 2017

УДК 1

ББК 87

Ф  54  

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11

Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский

 

В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.

 

 

  Учебно-методическое  издание

 ФИЛОСОФИЯ и методология науки

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор                  Е. А. Галковская

 

 

                 Компьютерная верстка

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.

Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л.   Тираж 56 экз. Заказ    .

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

 № 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2017

Содержание

1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4

1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и           социальный институт.................................................................................................. 4

1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5

1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7

1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9

2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10

2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10

2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

время.............................................................................................................. 11

2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.............................................. 11

2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12

3 Структура и динамика научного познания..................................... 13

3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их     единство и различие......................................................................................................... 13

3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как

форма научного познания............................................................................. 14

3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как

форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15

3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18

3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и                             антикумулятивные теории........................................................................................ 19

3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и              интеграции научного знания. Природа и типы научных революций..................... 20

4 Методологический инструментарий современной науки............... 21

4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция            методологических знаний. Общенаучные методы исследования........................... 21

4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24

4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25

4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28

Темы рефератов................................................................................... 30

Список литературы.............................................................................. 30


 

Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».

Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.


Наука как важнейшая форма познания в современном  мире

Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт

Понятие и статус науки неоднократно пересматривались в процессе ее исторического развития. Современные авторы, давая определение науки, выделяют ее существенные свойства и отношения. «Наука - высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования». «Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности» [1, С. 170].

Из этих определений следует, что наука есть деятельность по получению, систематизации и проверке знаний о мире, а также система знаний о закономерностях и фундаментальных основаниях природы и общества, удовлетворяющая определенным критериям. Наука - социальный институт, представляющий совокупность учреждений и организаций, занятых научными исследованиями, их организацией и внедрением в производство, а также подготовкой и аттестацией научных кадров.

Раздел философии, изучающий науку как специфическую форму познания, называется философия науки. В широком смысле философия науки — это весь объем знаний о науке. В узком смысле - исследование науки как способа рефлексивного осмысления мира, включающего такие формы, как теория познания, методология и логика науки.

Научную гносеологию нередко называют эпистемологией. Ее основные проблемы: познавательные возможности человека, структура научного познания и его специфика, отношение субъекта и объекта, проблема истины и ее критериев и др. В своем историческом развитии она прошла два периода: классический (до середины XIX в.) и неклассический (постклассический).

Для классической эпистемологии характерен приоритет одной из сторон познания (разум, опыт, чувства). Соответственно, выделялись такие направления, как рационализм, эмпиризм, сенсуализм.

Следствием преобладания рационализма в гносеологии является культ научного знания и отрицание значимости ненаучных форм.

Характерными чертами классической эпистемологии были оппозиция субъекта и объекта в познавательном процессе и корреспондентская концепция истины.

Неклассическая модель научного познания сформировалась в ХХ–ХХI вв. в связи с революционными открытиями в науке и научно-техническим прогрессом. Ее основные черты: единство и взаимодействие рационального, эмпирического и иррационального знания; пересмотр статуса науки и признание значимости ненаучного знания; отказ от оппозиции объекта и субъекта, признание субъективного фактора в науке; пересмотр концепции истины; особый интерес к проблеме интерпретации знаний, их смыслу и знаковому обозначению.

Методология и логика научного познания рассматриваются в последующих темах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: