ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения
философско-методологический анализ науки
Могилев 2017
УДК 1
ББК 87
Ф 54
Рекомендовано к изданию
учебно-методическим отделом
Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11
Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание
|
|
ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова
Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение:
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет».
№ 1/156 от 24.01.2014 г.
Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2017
Содержание
1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4
1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.................................................................................................. 4
1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5
1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7
1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9
2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10
2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10
2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое
время.............................................................................................................. 11
2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.............................................. 11
2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12
3 Структура и динамика научного познания..................................... 13
|
|
3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13
3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как
форма научного познания............................................................................. 14
3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как
форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15
3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18
3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории........................................................................................ 19
3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций..................... 20
4 Методологический инструментарий современной науки............... 21
4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования........................... 21
4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24
4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25
4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26
4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28
Темы рефератов................................................................................... 30
Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».
Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.
Наука как важнейшая форма познания в современном мире
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт
Понятие и статус науки неоднократно пересматривались в процессе ее исторического развития. Современные авторы, давая определение науки, выделяют ее существенные свойства и отношения. «Наука - высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования». «Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности» [1, С. 170].
Из этих определений следует, что наука есть деятельность по получению, систематизации и проверке знаний о мире, а также система знаний о закономерностях и фундаментальных основаниях природы и общества, удовлетворяющая определенным критериям. Наука - социальный институт, представляющий совокупность учреждений и организаций, занятых научными исследованиями, их организацией и внедрением в производство, а также подготовкой и аттестацией научных кадров.
Раздел философии, изучающий науку как специфическую форму познания, называется философия науки. В широком смысле философия науки — это весь объем знаний о науке. В узком смысле - исследование науки как способа рефлексивного осмысления мира, включающего такие формы, как теория познания, методология и логика науки.
Научную гносеологию нередко называют эпистемологией. Ее основные проблемы: познавательные возможности человека, структура научного познания и его специфика, отношение субъекта и объекта, проблема истины и ее критериев и др. В своем историческом развитии она прошла два периода: классический (до середины XIX в.) и неклассический (постклассический).
Для классической эпистемологии характерен приоритет одной из сторон познания (разум, опыт, чувства). Соответственно, выделялись такие направления, как рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
|
|
Следствием преобладания рационализма в гносеологии является культ научного знания и отрицание значимости ненаучных форм.
Характерными чертами классической эпистемологии были оппозиция субъекта и объекта в познавательном процессе и корреспондентская концепция истины.
Неклассическая модель научного познания сформировалась в ХХ–ХХI вв. в связи с революционными открытиями в науке и научно-техническим прогрессом. Ее основные черты: единство и взаимодействие рационального, эмпирического и иррационального знания; пересмотр статуса науки и признание значимости ненаучного знания; отказ от оппозиции объекта и субъекта, признание субъективного фактора в науке; пересмотр концепции истины; особый интерес к проблеме интерпретации знаний, их смыслу и знаковому обозначению.
Методология и логика научного познания рассматриваются в последующих темах.