Роль науки в жизни современного общества

Обобщенным выражением роли науки в жизни общества являются ее социальные функции, не представляющие чего-то раз навсегда данного. Они изменяются в процессе исторического развития общества.

Первоначально, особенно по мере возрастания противостояния теологии и науки, преобладала мировоззренческая функция. Наука постепенно и последовательно становилась внутренним основанием взглядов людей. Достаточно вспомнить учения Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника, Ч. Дарвина, И. Канта и др. ученых, идеи которых пробили брешь в религиозной картине мира.

По мере развития образования и становления науки как социального института, и в особенности в условиях становления и упрочения буржуазных отношений, возникают условия для практического использования научных знаний. В XIX–XX вв. наука превращается в непосредственную производительную силу. Использование научных знаний в прикладных исследованиях, сращивание науки и техники, научно-техническая революция, информационные технологии определяют производственную функцию науки.

В настоящее время наука все более включается в процессы социального развития. Результаты и методы науки используются для разработки масштабных проектов и программ в сфере экономики, политики, экологии и иных насущных проблем социума.

Итак, можно выделить следующие социальные функции науки:

1) культурно-мировоззренческая. Производство, накопление и хранение знаний о мире и их использование в развитии культурного потенциала общества, в воспитании и образовании личности;

2) производственная. Преобразование всей системы производительных сил на основе науки и техники;

3) социально-преобразующая. Совершенствование на основе научно-технического прогресса системы общественных отношений, сферы образования, досуга, быта, а также социального регулирования поведения людей.

 

Наука в ее историческом развитии

Наука и типы цивилизационного развития

Наукавозникает в первом тысячелетии до н. э. в Египте, Индии, Китае в тесной связи с мифологией и религией; в Древней Греции она развивалась в рамках философской мудрости. Как самостоятельная сфера знаний она формируется в эпоху Возрождения и Новое время (ХVI–XVII вв.).

Античная наука зародилась в рамках натурфилософии. Первые античные философы пытались найти природное начало мира и ответить на вопрос: «Из чего состоит всё?» Одновременно они занимались научными изысканиями. Пифагор, Эвклид заложили основы математики; Фалес предсказал солнечное затмение; Демокрит предположил, что всё состоит из атомов, движущихся в пустоте; Гиппократ занимался медициной, отрицая сверхъестественное происхождение болезней. Известно его изречение о последовательности методов лечения: «Что  лекарства не излечивают, железо излечивает;  что железо  не  излечивает, огонь излечивает; что и огонь не излечивает, лишь смерть излечивает» [4, С. 61–62]. Итоги античной мудрости подвел Аристотель, который высказал немало правильных мыслей в области физики и создал логику как науку.

В период средневековья религия безраздельно господствовала в духовной жизни, наука как таковая не развивалась. Философия была служанкой богословия, но пыталась внести некоторые рационалистические моменты в религиозное мировоззрение (идея совместимости веры и знания, использование иносказаний, символов, аллегорий, методов классификации, схематизации, формализации). Схоластика опиралась на логику Аристотеля. Самыми яркими воплощениями исследовательских поисков были алхимия и астрология, опиравшиеся на магические манипуляции и веру в сверхъестественные силы.

В эпоху Возрождения развиваются ремесло, торговля, происходит рост городов, возникают светские центры науки и культуры, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Получает распространение гуманизм - учение о человеке как высшей общественной ценности. В середине XV в. было изобретено книгопечатание. Важнейшим событием XVI в. стала революция в астрономии, совершенная Н. Коперником, который обосновал не только гелиоцентрическую систему, но и вращение Земли вокруг своей оси.

Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Андреас Везалий подробно описал анатомию человека. Развивались география и картография. Колумб, Васко да Гама, Магеллан совершили величайшие географические открытия. У. Гильберт считается отцом науки об электричестве и магнетизме.

 

Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

Время

В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое.

Одна из основных особенностей науки Нового времени - формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах.

П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени.

К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: