Одним из базовых понятий методологии проведения маркетинговых исследований на железнодорожном транспорте является понятие жизненного цикла маркетинговых исследований (ЖЦ МИ).
Жизненный цикл маркетинговых исследований представляет собой непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости их проведения и заканчивается в момент оценки текущего и перспективного состояния рынка транспортных услуг и его окружения.
Структура ЖЦ МИ базируется на трех группах процессов:
1) основные процессы ЖЦ МИ (мониторинг, анализ, оценка, прогнозирование состояния рынка транспортных услуг и его окружения);
2) вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (планирование, организация и проведение целевых исследований, а также первичная обработка результатов маркетинговых исследований: оценка информации на достоверность и полезность);
3) дополнительные процессы (анализ портфеля «направлений маркетинговой деятельности»; бюджетирование – экономическое обоснование комплекса маркетинговых мероприятий; кадровый консалтинг).
|
|
Мониторинг – процесс получения, регистрации, передачи, хранения и отображения текущих маркетинговых показателей.
Анализ – процесс исследования маркетинговых показателей с целью установления закономерностей поведения и взаимосвязи объектов маркетинговой сети.
Оценка – процесс определения текущих и перспективных показателей состояния объектов маркетинговых исследований.
Направления и методы проведения маркетинговых исследований
Грузовых перевозок
Маркетинговые исследования (мониторинг, анализ, оценка, прогнозирование) на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок проводятся в разрезах:
1) масштаба исследования (внешняя среда: внешнеэкономическая среда (мировой уровень), макросреда (федеральный уровень), микро (конкурентная среда; внутренняя среда федерального железнодорожного транспорта);
2) класса объекта исследования (состояние и динамика развития экономики предприятия (клиента, партнера, поставщика сопутствующих услуг, перевозчика), области, региона, отрасли, субъекта Российской Федерации, мирового рынка);
3) объекта исследования (транспортный рынок; рынок транспортных услуг; товарный рынок (цены на продукцию грузообразующих предприятий); тарифы на перевозки грузов различными видами транспорта; сбытовые системы клиентов железнодорожного транспорта; продвижение на рынке продукции и новых видов услуг железнодорожного транспорта);
4) продукта (средства производства и потребления: перевозки, транспортные услуги; сырье, материалы, оборудование и т. д.);
|
|
5) вида показателей, характеризующих объект исследования (количественные: цены на продукцию и сырье; тарифы на транспортные услуги; объемы производства грузоотправителей, объемы сбыта клиентуры, объемы перевозок определенными видами транспорта и др.; а также качественные: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, планы развития предприятия и др.);
6) временного горизонта (ретроспективное, оперативное, текущее, прогнозное исследование);
7) периодичности (постоянные – проводимые регулярно в установленные сроки; периодические – проводимые регулярно без привязки к определенным срокам; ситуационные (целевые) – проводимые по мере возникновения маркетинговых проблем);
8) источника получения маркетинговой информации (внутренний, внешний, первичный, вторичный);
9) степени охвата объектов маркетинговых исследований (полные – предусматривающие изучение всего множества обследуемых объектов, выборочные (разведочные) – предполагающие исследование отдельно взятого сегмента или единицы рынка);
10) характера исследования (экспериментальные – предусматривающие практическую проверку гипотезы о причинно-следственных связях явлений и процессов, протекающих на рынке транспортных услуг и его окружении; аналитические – направленные на выяснение причин, лежащих в основе возникающих проблем в области сбыта и продвижения на рынке продукции железнодорожного транспорта).
Основными методами проведения маркетинговых исследований на железнодорожном транспорте являются наблюдение, опрос (обследование), эксперимент и имитационное моделирование.
Новые информационные технологии в маркетинге грузовых перевозок