Целью семинарских занятий является закрепление лекционного материала по наиболее значимым вопросам дисциплины «Финансовое право», а также изучение вопросов, предоставленных для самостоятельной работы слушателей.
Задачи изучения дисциплины состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения; ориентироваться в специальной литературе.
На семинарских занятиях важное значение имеют дискуссии, коллективные обсуждения острых проблем правового регулирования муниципальных финансовых отношений, поиск путей их разрешения. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения слушателей по выполненным ими контрольным работам. Именно здесь слушатели познают азы ораторского искусства, учатся правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Кроме этого, семинарские занятия являются формой контроля преподавателя за учебным процессом в группе, успеваемостью и отношением к учебе каждого студента.
Перед семинарским занятием слушателю следует внимательно ознакомиться с планом занятия, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную, методическую и научную литературу, необходимые нормативно-правовые акты. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками или учебными пособиями). Особое внимание нужно уделить рассмотрению первоисточников, рекомендованных преподавателем для освещения вопросов темы занятия. Обращение студентов к монографиям, статьям периодической печати, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
Между тем не стоит забывать, что и преподавателям, и слушателям, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное и заинтересованное участие слушателей в работе на семинарском занятии способствует более глубокому изучению содержания дисциплины, повышению уровня правовой культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе семинарских занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.
3.2. Оценочные средства
Текущий контроль осуществляется в форме решения задач по дисциплине, написания контрольной работы. Вариант выбирается по последнему номеру зачетной книжки.
Итоговый контроль осуществляется при сдаче зачета.
Критерии для выставления оценок при сдаче зачета:
Отметка «зачтено» выставляется студенту в том случае, если слушатель правильно ответил на все заданные преподавателем вопросы в соответствии с учебной программой дисциплины, если слушатель правильно использует действующие нормативно-правовые акты для обоснования своего ответа, если слушатель показал хорошую осведомленность в категоричном аппарате учебного материала.
Отметка «не зачтено» ставится студенту в том случае, если слушатель недостаточно владеет материалом учебной дисциплины, не может определить, раскрыть содержание категорий, используемых в учебной дисциплине, если слушателем при ответе не используются нормативно-правовые акты, если слушатель не смог ответить на дополнительные вопросы.
В том случае, если выставляется оценка «не зачтено», требуется повторная сдача зачета.
Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Финансовое право»:
- Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- Финансовая система.
- Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.
- Понятие и предмет финансового права. Принципы финансового права.
- Финансовые правоотношения. Финансово-правовые нормы. Источники финансового права.
- Система финансового права.
- Понятие финансового контроля, его принципы.
- Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
- Правовые основы аудита.
- Формы финансового контроля. Ревизия – основная форма финансового контроля.
- Понятие государственного и местных бюджетов.
- Бюджетное право и его источники. Бюджетно-правовая норма. Бюджетное правоотношение.
- Бюджетная система Российской Федерации.
- Бюджетный процесс.
- Понятие государственных и муниципальных доходов. Классификация доходов.
- Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
- Формирование расходов бюджета.
- Понятие и виды налогов.
- Принципы налогообложения.
- Элементы юридического состава налога. Налоговые правоотношения.
- Источники налогового права.
- Система налогов в Российской Федерации.
- Понятие государственного (муниципального) кредита. Форма государственного кредита.
- Понятие, виды и структура государственного и муниципального долга. Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов.
- Понятие страхового рынка.
- Понятие страхового правоотношения.
- Виды страхования.
- Государственное регулирование страховой деятельности.
- Правовые основы обязательного страхования.
- Сущность банковского кредита.
- Банковская система России.
- Правовой статус Банка России.
- Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности.
- Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства.
- Денежная система Российской Федерации.
- Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.
- Понятие и структура валютных правоотношений.
- Правовое регулирование валютных операций.
- Правовые основы валютного контроля.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
4.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
Методические рекомендации представляют собой средства, методы, способы обучения учебной дисциплине.