подводящее многосмысленный итог и дающее надежду. Вдобавок
к этому моменту мы уже подустали от данного текста, не прочь
от него отвязаться, да и время поджимает. Т ак чем же закончить?
Есть достаточно изящный спекулятивный ход. П осле общих заклю-
чений и выводов вполне можно указать пути дальнейшего разви-
тия исследований в данной области: в каком направлении мы лич-
но собираемся продвигаться в своей следующей работе; куда со-
ветуем отправиться другим коллегам, разделяющим наш интерес
к предмету; какие нераскрытые проблемы поджидают нас за бли-
жайшим поворотом темы; какие новые горизонты нам откроются,
если мы за него завернем. П одобные пассажи, во‑первых, помо-
гают «закруглить» затянувшееся повествование. Во‑вторых, они
очерчивают границы того, что нам уже удалось (по нашему мне-
нию) совершить. А в‑третьих, они вывешивают метки на будущее,
закладывают основы новых исследовательских программ или,
по крайней мере, намекают на возможность таких программ.
Осталось сделать маленькое замечание. Высказывая пожела-
ния по поводу перспектив дальнейшей работы в изучаемой обла-
сти, нет необходимости адресовать их всему профессиональному
сообществу и нашим условным последователям. Ч ем указывать
светлую дорогу другим, лучше прорисовать пунктирную тропку
для самого себя. Т ак будет честнее, и вдобавок это поможет лю-
дям сориентироваться в том, что фактически будет происходить,
а не в том, что может произойти. П оявляется соответствующее
правило.
Правило 14. Не нужно указывать другим, что они могут или
должны делать. Нужно заявлять собственные исследовательские
программы.
Сколько бы мы ни готовились к написанию работы, как бы
ни озаряли нас вспышки вдохновения, а совершенного текста сра-
зу все равно не получится. Н икто не в состоянии писать набело.
И стоит только отложить текст на недельку, а затем прочесть его
снова, как обнаружатся пробелы и изъяны. Все это подталкива-
ет нас к избитой, но важной мысли: нужно вкладывать больше сил
в редактирование наших текстов.
Сколько времени нужно посвящать редактированию гото-
вого текста, сколько раз проходить его от начала до конца?
«Золотого числа» я указать не могу, но свято верю в принцип
«чем больше, тем лучше». Н икогда наш текст, сколь бы гениаль-
ным ни было его содержание, не может получиться сразу с точ-
ки зрения формы.
Начинать редактирование следует самому (самой), не дожида-
ясь чужого хирургического вмешательства. Я, например, стараюсь
не выпускать текст из рук, не прогнав его как минимум три раза
по нескончаемому кругу «редактирование — распечатка — редак-
тирование». П ри этом когда я первый раз прочитываю собствен-
ный текст (казалось бы, почти завершенный), то часто прихожу
Сколько раз
нужно ре-
дактиро-
вать текст
291
в легкий ужас. П осле первого редактирования ужас рассеивается,
остается лишь некое неприятное ощущение. П осле второго редак-
тирования текст принимает удобоваримый вид, а после третьего
он может даже и понравиться. В любом случае важно иметь в виду
следующее правило.
Правило 15. Множественность редактирования (сначала авторского,
затем профессионального) является обязательным
принципом работы с «готовым» текстом.
Сначала мы обращаем большее внимание на содержательные
вещи, затем — на литературную форму, наконец шлифуем стиль.
Важно, что в таком деле не бывает мелочей. Н еточность в цифрах
и грамматическая ошибка одинаково неприятны. Е сть в этом му-
торном процессе и позитивные моменты. П омимо творческих эле-
ментов самого редактирования это тот самый случай, когда отно-
сительно малыми усилиями мы способны достичь видимого улуч-
шения результата.
В процессе редактирования мы отсекаем лишнее — слова,
предложения, абзацы и целые разделы. Е сли порой кажется, что
отсекается что-то очень содержательное и дорогое, я, например,
обманываю себя следующим образом: создаю специальный файл,
в который сбрасываю все, что не вошло в окончательный текст,
утешая себя мыслью, что использую это в ближайшем будущем.
Будущее это, как правило, не наступает. Зато душа спокойна.
Даже упорный труд по улучшению собственного текста не ос-
вобождает от необходимости обращения к профессиональному
редактору. В отношении к профессиональному редактированию
встречаются две крайности. С уществуют авторы, которые край-
не болезненно относятся к любой правке своего текста и с пеной
у рта отстаивают каждый знак и каждое слово. И есть авторы, ко-
торые заранее согласны чуть ли не с любой правкой. И когда они
вновь видят переделанную редактором статью, они умиляются
и восклицают: «Как же все-таки хорошо я пишу!»
Должен сказать, что я с большим уважением отношусь к тяже-
лому труду квалифицированного редактора и, как правило, при-
нимаю как минимум 90% внесенных изменений. Е сли правка за-
трагивает содержание, то это повод для раздумий, после которых
нередко, пытаясь не вступать в споры, я все же восстанавливаю
текст. Е сли же правка не касается содержания, стараюсь согла-
шаться. И вам советую. Это не значит, что я исключительно ми-
ролюбив или, хуже того, безразличен к собственным текстам.
Вмешательство в текст и попытки его принудительного сокраще-
ния не могут быть для автора безболезненными, ибо трудно из-
бавиться от впечатления, что чужие люди холодной рукой режут
плод наших творческих усилий. П оэтому за формальным призна-
нием обреченности на редактирование должно происходить нечто
более основательное — психологическая перестройка организма,
Как постро-
ить отноше-
ния с про-
фессио-
нальным
редактором
В. В. Радаев
Как написать академический текст
292






