Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований

С.В. Щукин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы научных исследований в агрономии»

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»

        

 

Ярославль

2017

УДК 631.5(075.8)

ББК 41.4я73

 Щ 95

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».

 

Рабочая тетрадь подготовлена доцентом С.В. Щукиным.

 

Рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Агрономия» (протокол №5 от 09.12.2016 г.), учебно-методической комиссии факультета агробизнеса (протокол №4 от 14.12.2016 г.) и Учёного совета факультета агробизнеса ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА (протокол №4 от 20.12.2016 г.).

 

Рецензенты: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Таран Т.В. (кафедра «Экология» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА);

кандидат сельскохозяйственных наук, профессор Гусев Г.С. (кафедра «Агрономия» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА).

 

Щ 95

Щукин, С.В.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» [Текст] / С.В. Щукин. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. – 58 с.  

    Рабочая тетрадь определяет объем и последовательность выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии». Приведены статистические таблицы, рекомендуется литература, даны вопросы для получения теоретических знаний при самостоятельной работе и приобретения практических навыков в лабораторных условиях.

    

                                              

 

 

                                                    © ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017

                                                                  © Щукин С.В., 2017

 

 

Содержание

 

Введение. 4

Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований. 7

Работа 2. Статистические характеристики качественной изменчивости. Статистические методы проверки гипотез. 11

Работа 3. Дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с одинаковой и разной повторностью по вариантам. 13

Работа 4. Дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного методом организованных (рандомизированных) повторений (МОП) 19

Работа 5. Латинский квадрат и прямоугольник. 25

Работа 6. Корреляционно-регрессионный анализ. 29

Работа 7. Определение характера территориального варьирования плодородия почв земельных участков. 35

Работа 8. Преобразования данных наблюдений и учетов. 38

Работа 9. Ковариационный анализ. 42

Работа 10. Вычисление критерия χ2 (ХИ-квадрат) 46

Работа 11. Планирование полевого опыта. 50

Приложения. 53

 

 

 

Введение

Процесс изучения дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» направлен на формирование компетенций

у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»:

- ПК-2: способность применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам (работа 11);

- ПК-4: способность к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (работы 1-11);

у студентов, обучающихся по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»:

- ПК-16: способность к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (работы 1-11).

 

В рабочей тетради приведен справочный материал, рекомендуемая литература, даны вопросы для получения теоретических знаний при самостоятельной работе при подготовке к устным опросам (коллоквиумам, семинарам) и приобретения практических навыков в лабораторных условиях.

Для закрепления и проверки знаний по дисциплине и подготовки к сдаче лабораторных работ на сайте кафедры агрономии http://zemledelie.jimdo.com/ размещены тестовые материалы.

 

Выполнение и сдача работ оценивается и подписывается преподавателем.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов

Основная литература

1. Основы научных исследований (для бакалавров) Шкляр М.Ф. М.: Дашков и К, 2013. 244c. Планирование, Закладка и проведение опытов
2. Основы научных исследований в агрономии Кирюшин Б.Д., Усманов Р.Р., Васильев И.П. СПб.: Квадро, 2013. 408 c. Все разделы
3. Основы опытного дела в растениеводстве Ещенко В.Е., Трифонова М.Ф. М.: КолосС, 2009. 268 c. Все разделы

Дополнительная литература

1. Методика полевого опыта: с основами статистической обработки результатов исследований Доспехов Б.А. М.: Агропромиздат, 1985. 351 c. Все разделы
2. Методика полевого опыта: с основами статистической обработки результатов исследований Доспехов Б.А. М.: Колос, 1979. 416 c. Все разделы
3. Методические разработки по организации научных исследований в агрономии Смирнов Б.А. Ярославль: ЯГСХА, 1998. 45 c. Все разделы
4. Основы научных исследований в агрономии Кащеев А.Н. Пенза: Пенз. гос. техн. ун-та, 1994. 148 c. Все разделы
5. Основы научных исследований в агрономии Моисейченко В.Ф., Трифонова М.Ф., Заверюха А.Х., Ещенко В.Е. М.: Колос, 1996. 336 c. Все разделы
6. Основы научных исследований и изобретательства Рыжков И.Б. СПб.: Лань, 2012. 224 c. Методы агрономических исследований
7. Журнал «Земледелие»   ООО «Редакция журнала «Земледелие» Все разделы
8. Журнал «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»   Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (Москва) Все разделы

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

1. http://window/edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам.

2. http://www.cnshb.ru – электронный каталог центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии).

3. http://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека.

4. http://www.jurzemledelie.ru – сайт журнала «Земледелие».

5. http://www.agroxxi.ru/zhurnal-agroxxi – сайт журнала «Агро XXI».

6. http://www.yaragrovuz.ru/ – сайт ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА.

7. http://agrovuz.ru/ – единый портал аграрных вузов России.

8. http://mcx.ru/ – Министерство сельского хозяйства РФ.

9. http://www.yarregion.ru/depts/dapk/default.aspx – департамент АПК и потребительского рынка Ярославской области.

10. http://www.yaragrovuz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=38 &Itemid=142 – журнал «Вестник АПК Верхневолжья».

11. http://zemledelie.jimdo.com/ – сайт кафедры «Агрономия» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА.

12. http://ru.calameo.com/ – Internet-платформа для публикаций обучающих материалов.

13. Google, Yandex, Rambler – поисковые системы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

- Аудитория с мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК). Наличие интерактивной доски SmartBoard, ПК с установленным пакетом MS Office (включая PowerPoint).

- Компьютерный класс с установленным пакетом программ: Straz, Disant, Microsoft Office;

- Лекции-презентации, электронные мини-курсы.

Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований

Цель работы: Научиться производить группировку и графическое представление данных агрономических исследований. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- виды изменчивости;

- порядок группировки данных;

- статистические характеристики количественной изменчивости;

- доверительный интервал для генеральной средней и всей совокупности;

- дисперсия и стандартное отклонение;

- коэффициент вариации;

- требование к выборке;

- нормальное распределение.

 

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- рассчитать статистические показатели количественной изменчивости;

- изобразить графически значения вариационного ряда.

 

Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, проведите группировку и статистическую обработку, представьте гистограмму или полигон распределения значений выборки и сделайте вывод.

 

Шифр задания к работе № 1

№ зада­ния Номера рядов № зада­ния Номера рядов № зада­ния Номера рядов
1 1 2 3 4 5 1 5 6 7 9 1 2 3 5
2 2 3 4 5 6 1 2 6 7 10 1 2 4 5
3 3 4 5 6 7 1 2 3 7 11 1 2 5 6
4 5 4 6 7 8 1 2 3 6 12 1 2 4 6

 

Пример 1. Масса клубней картофеля, г

1 70 109 150 59 160 66 81 65 40 110
2 75 78 82 101 76 82 74 76 85 78
3 44 55 84 97 55 47 79 94 101 10
4 70 38 29 79 87 48 124 65 34 81
5 79 112 20 64 71 112 100 71 55 64
6 71 39 27 77 78 46 126 61 33 80
7 76 111 22 66 73 111 100 72 54 61

Пример 2. Длина колоса озимой пшеницы, см

1 6,0 7,3 6,9 6,5 8,3 7,7 8,8 6,3 6,3 8,1
2 7,1 6,7 7,2 7,2 7,8 7,8 6,9 10,0 7,8 8,5
3 7,7 7,4 6,9 8,4 8,5 7,0 7,1 6,9 7,0 8,3
4 8,3 8,4 8,0 7,5 8,1 7,6 7,5 7,8 9,2 7,6
5 6,9 7,5 7,4 8,0 8,4 6,9 7,0 6,8 9,4 6,9
6 8,0 8,3 8,2 7,7 8,0 7,7 7,5 7,7 9,1 7,8
7 6,9 7,7 7,3 8,1 8,5 6,6 7,2 6,6 9,4 6,6

 

Пример 3. Численность личинок колорадского жука на куст картофеля, шт.

1 4 26 34 20 24 32 25 45 1 28
2 24 34 29 35 45 41 21 46 24 35
3 5 56 11 40 25 21 37 34 11 2
4 32 15 29 24 54 55 47 12 9 6
5 4 22 24 19 35 19 24 8 44 56
6 30 17 30 25 55 54 44 10 8 6
7 17 20 22 19 36 18 27 9 45 55

 

Пример 4. Количество личинок клопа-черепашки, шт./м2

1 23 27 2 43 15 20 29 19 25 23
2 20 20 4 40 15 25 30 31 50 21
3 21 24 55 11 16 27 22 36 22 25
4 30 27 60 23 14 24 18 38 24 46
5 25 22 45 25 17 28 14 40 30 3
6 33 27 66 26 16 26 19 37 27 44
7 25 20 44 26 19 27 13 39 29 3

 

Выполнение работы

 

Рабочая таблица

Номера рядов

Значения признака, X

1                    
2                    
3                    
4                    

 

n =     =          =         Мода =      Медиана =

 

 

Для удобства проведения расчетов необходимо представить все значения начиная от меньшего к большему:

 

Значения признака, X (от меньшего к большему)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Значение                    
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Значение                    
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Значение                    
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Значение                    

 

Порядок группировки:

1. Определите число классов (групп)

2. Рассчитайте классовый интервал

 

3. Установите для каждой группы (класса) нижние и верхние границы

4. Проведите статистическую обработку на основе групповых средних (таблица):

 

Расчетная таблица ( =  )

Группа (класс) Частота f Средне- групповая, М x1*=M-A fx 1 x12 fx 12
1              
2              
3              
4              
5              
6              
  Суммы:   Ʃf=n= -

Ʃfx1=

Ʃfx12=

*)x1 – отклонение от среднегрупповой

 

 

 =

f

                                                    

                                                                                                                                        X

Рисунок 1.1 – Гистограмма и кривая эмпирического распределения

___________________________________ (значений изучаемого признака)

 

Вывод:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: