Общая СY = Ʃx12 – C
Повторений CP = ƩP2 : l – C =
Вариантов CV=ƩV2 : n – C =
Остаток CZ = CY – CP – CV =
Результаты дисперсионного анализа
| Дисперсия | Суммы квадратов | Степени свободы | Средний квадрат | Fф=
S2v/
| F05 по таблице |
| Общая | (N-1)= | ||||
| Повторений | n-1= | ||||
| Вариантов | l-1= | S2v= | |||
| Остаток | (n-1)*(l-1)= | =
|
Для оценки существенности частных различий вычисляют:
а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

НСР05 = t05Sd =
НСР01 = t01Sd =
Итоговая таблица
| Вариант | Средние преобразованные, Х1 | Отклонение от стандарта | Средние в исходных величинах, Х | Отклонение от стандарта |
| НСР05= | ||||
| НСР01= | ||||
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________
Подпись преподавателя___________________
Дата_____________________
Работа 9. Ковариационный анализ
Цель работы: Научиться выполнить ковариационный анализ. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- когда применяется ковариационный анализ;
- этапы при выполнении ковариационного анализа;
- что понимают под ковариационным анализом.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- провести ковариационный анализ данных, оценить существенность частных различий в выровненных условиях эксперимента.
Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, проведите ковариационный анализ данных, представленных в таблицах, определите НСР05 и сделайте вывод.
Шифр задания к работе
| № задания | Повторность | № задания | Повторность |
| 1 | 1234 | 6 | 1235 |
| 2 | 2345 | 7 | 1236 |
| 3 | 3456 | 8 | 1356 |
| 4 | 1456 | 9 | 2346 |
| 5 | 1256 | 10 | 1345 |
Пример 1. Урожайность яблок (кг с дерева) в год предварительного учета (Х) и в год опыта (У)
| Варианты | Повторность | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 1 | Х | 74 | 82 | 65 | 104 | 96 | 101 |
| У | 91 | 102 | 94 | 126 | 106 | 123 | |
| 2 | Х | 89 | 59 | 114 | 112 | 101 | 80 |
| У | 112 | 104 | 148 | 142 | 130 | 111 | |
| 3 | Х | 98 | 80 | 126 | 134 | 124 | 90 |
| У | 134 | 115 | 158 | 167 | 148 | 123 | |
| 4 | Х | 65 | 85 | 99 | 118 | 110 | 113 |
| У | 122 | 148 | 144 | 166 | 144 | 150 | |
| 5 | Х | 63 | 68 | 62 | 110 | 95 | 79 |
| У | 145 | 134 | 48 | 154 | 129 | 136 | |
Пример 2. Густота стояния Х (тыс/га) и урожайность картофеля У (т/га)
| Варианты | Повторность | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 1 | Х | 63 | 65 | 67 | 65 | 63 | 65 |
| У | 39 | 42 | 44 | 40 | 36 | 41 | |
| 2 | Х | 55 | 62 | 56 | 56 | 66 | 61 |
| У | 32 | 40 | 34 | 32 | 45 | 39 | |
| 3 | Х | 61 | 60 | 63 | 69 | 62 | 62 |
| У | 35 | 39 | 40 | 41 | 29 | 45 | |
| 4 | Х | 68 | 61 | 64 | 68 | 63 | 66 |
| У | 39 | 40 | 42 | 36 | 44 | 44 | |
| 5 | Х | 56 | 58 | 69 | 62 | 69 | 59 |
| У | 33 | 32 | 43 | 33 | 42 | 27 | |
Выполнение работы
Пример №__ Задание №_____
| Вариант | Повторения | Суммы Vx и Yy | Средние | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| 1 | Х | ||||||
| У | |||||||
| 2 | Х | ||||||
| У | |||||||
| 3 | Х | ||||||
| У | |||||||
| 4 | Х | ||||||
| У | |||||||
| 5 | Х | ||||||
| У | |||||||
| ƩPx | ƩX= | =
| |||||
| ƩPy | ƩY= | =
| |||||
1. Подчитываем суммы и средние по рядам и столбцам и проверяем правильность вычислений:
ƩVx= ƩPx= ƩX=
ƩVy= ƩPy= ƩY=
2. Вычисляем суммы квадратов по ряду Х, Y и суммы произведений XY
Суммы квадратов ряда Х
Общее число наблюдений N= l n =

СY= Ʃx2 – C =
CP=ƩPх2 : l – C =
CV=ƩVх2 : n – C =
CZx= CY – CP – CV =
Суммы произведений ХY
С=(ƩХ)(ƩY):N=
СY= ƩХY – С =
CP=ƩPхPy: l – С =
CV=ƩVх Vy: n– С =
CZxy= CY – CP – CV =
Суммы квадратов ряда Y

СY= ƩУ2 – C =
CP=ƩPу2 : l – C =
CV=ƩVу2 : n – C =
CZy= CY – CP – CV =
3. Результаты записываем в таблицу ковариационного анализа и вычисляем коэффициент регрессии byx

Результаты ковариационного анализа
| Дисперсия | Суммы квадратов | Степени свободы | Коэф. регрессии | Средний квадрат | Fф | F05 | ||
| Х2 | XY | Y2 | ||||||
| Общая | - | |||||||
| Повторений | - | |||||||
| Вариантов | - | |||||||
| Остаток I | - | - | - | |||||
| Регрессия | - | - | ||||||
| Остаток II | - | - | - | - | - | |||
Сумма квадратов для регрессии Св

Остаток II = Остаток I – Cв=
Внесение поправок для приведения средних данных (урожаев) в опыте к выравненным условиям предварительного учета
| Варианты | Х |
|
| Средние фактические Y | Корректированные Y1=Y+
|
| 1 | |||||
| 2 | |||||
| 3 | |||||
| 4 | |||||
| 5 | |||||
=
|
|
|
Для оценки существенности частных различий вычисляют:
а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

НСР05 = t05Sd =
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________
Подпись преподавателя___________________
Дата_____________________
Работа 10. Вычисление критерия χ2 (ХИ-квадрат)
Цель работы: Научиться проводить расчёты критерия χ2. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- когда применяется критерий χ2;
- как рассчитывается критерий χ2;
- при изучении каких признаков используется χ2.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- рассчитать критерий χ2 и сделать вывод.
Задание 1. При скрещивании двух сортов гороха во втором поколении получили f1 =_____ желтых семян; f2 =______ зеленых семян; сумма = _______.
Соответствуют ли результаты опыта теоретически ожидаемому отношению желтых к зеленым как 3:1?
Соотношение 3:1 берется в качестве Hо, которую необходимо доказать.
Список индивидуальных заданий: После получения задания от преподавателя, вычислите теоретические частоты (F) и критерий соответствия (χ2) и сделайте вывод.
| Вариант | Желтые | Зеленые | Вариант | Желтые | Зеленые |
| 1 | 420 | 230 | 11 | 555 | 210 |
| 2 | 350 | 140 | 12 | 658 | 198 |
| 3 | 785 | 210 | 13 | 452 | 101 |
| 4 | 450 | 239 | 14 | 290 | 98 |
| 5 | 480 | 250 | 15 | 487 | 211 |
| 6 | 440 | 190 | 16 | 425 | 186 |
| 7 | 356 | 125 | 17 | 353 | 139 |
| 8 | 389 | 146 | 18 | 369 | 140 |
| 9 | 422 | 198 | 19 | 390 | 150 |
| 10 | 454 | 145 | 20 | 344 | 110 |
Выполнение работы
Исходя из соотношения 3:1, определяют теоретически ожидаемые частоты F и фактическое значение ХИ-квадрат.
F1=3/4∙_____=
F1=1/4∙_____=
Сумма=_______
Вычисление теоретических частот (F) и критерия
соответствия (χ2) по таблице 2 х 2
| Показатель | Семена | Сумма | |
| желтые | зеленые | ||
| Ожидаемое расщепление (Н0) | 3 | 1 | 4 |
| Наблюдаемые частоты (f) | |||
| Теоретические частоты (F) | |||
| Разность (f-F) | - | ||
| Квадрат разности (f-F)2 | - | ||
| Отношение (f-F)2/F | = χ2 | ||
при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(2-1)=1 степени свободы;
с – число строк в аналитической таблице;
k – число колонок в аналитической таблице.
Теоретическое значение χ052=______ (по таблице)

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Во втором поколении дигибридного скрещивания при неполном доминировании двух параллелей расщепление по фенотипу ожидается в отношении (1: 2: 1)2 или 1:2:2:4:1:2:1:2:1. В опытах по изучению наследования признаков у земляники получено следующее количество растений, отличающихся друг от друга по краске ягоды и форме чашечки (таблица). Определить по критерию χ2 соответствие эмпирического расщепления теоретически ожидаемому.
Список индивидуальных заданий: После получения задания от преподавателя, вычислите теоретических частоты (F), критерий соответствия (χ2) и сделайте вывод.
| Вариант | Форма чашечки | Сумма | ||||||||
| нормальная | промежуточная | листовидная | нормальная | промежуточная | листовидная | нормальная | промежуточная | листовидная | ||
| красная ягода | розовая ягода | белая ягода | ||||||||
| Ожидаемое расщепление (Н0) | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 16 |
| Наблюдаемые частоты (f) | ||||||||||
| 1 | 26 | 46 | 21 | 60 | 89 | 48 | 22 | 55 | 28 | 395 |
| 2 | 38 | 86 | 35 | 75 | 154 | 83 | 45 | 79 | 48 | 643 |
| 3 | 28 | 63 | 24 | 51 | 110 | 60 | 25 | 49 | 34 | 444 |
| 5 | 31 | 69 | 28 | 59 | 120 | 67 | 35 | 68 | 25 | 502 |
| 6 | 51 | 108 | 42 | 92 | 201 | 95 | 39 | 105 | 55 | 788 |
| 7 | 25 | 59 | 30 | 41 | 101 | 56 | 21 | 45 | 29 | 407 |
| 8 | 18 | 46 | 23 | 39 | 85 | 47 | 17 | 37 | 25 | 337 |
| 9 | 36 | 44 | 28 | 54 | 121 | 53 | 27 | 65 | 34 | 462 |
| 10 | 44 | 80 | 39 | 90 | 180 | 76 | 46 | 94 | 47 | 696 |
| Показатель | Форма чашечки | Сумма | ||||||||
| нормальная | промежуточная | листовидная | нормальная | промежуточная | листовидная | нормальная | промежуточная | листовидная | ||
| красная ягода | розовая ягода | белая ягода | ||||||||
| Ожидаемое расщепление (Н0) | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 16 |
| Наблюдаемые частоты (f) | ||||||||||
| Теоретические частоты (F) | ||||||||||
| Разность (f-F) | - | |||||||||
| Квадрат разности (f-F)2 | - | |||||||||
| Отношение (f-F)2/F | = χ2 | |||||||||
при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(9-1) = 8 степени свободы.
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Обследовано 156 полей озимой пшеницы на зараженность корневой гнилью. Существенно ли различие в пораженности пшеницы, высеянной по чистым и занятым парам?
Пораженность озимой пшеницы в связи с видами паров
и вычисление ожидаемой численности полей F по таблице 2 х 2
| Вид пара | Заражение | Сумма | Процент зараженных полей | ||
| слабое | сильное | слабо | сильно | ||
| Чистый | f1=36 F1= | f2=25 F2= | 61 61 | ||
| Занятый | f3=45 F3= | f4=50 F4= | 95 95 | ||
| Сумма | 81 81 | 75 75 | 156 156 | ||
F1=(____∙_____): 100=
F2=(____∙_____): 100=
F3=(____∙_____): 100=
F4=(____∙_____): 100=
Разности (f-F)
| Вид пара | Заражение | Сумма | |
| слабое | сильное | ||
| Чистый | 0 | ||
| Занятый | 0 | ||
| - | 0 | 0 | - |

при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(2-1)=1 степени свободы;
с – число строк в аналитической таблице;
k – число колонок в аналитической таблице.
Теоретическое значение χ052=3,84 (по таблице)
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________
Подпись преподавателя___________________
Дата_____________________
=
=
=






