Цель работы: Научиться определять характер территориального варьирования плодородия почв земельных участков. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- структуру полевого эксперимента;
- виды полевых опытов;
- что такое рекогносцировочный и уравнительный посев;
- для чего применяют рендомизацию (рандомизацию);
- требования предъявляемые к опыту.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- рассчитать коэффициент вариации;
- рассчитать ошибку выборочной средней;
- рассчитать относительную ошибку (точность).
Список индивидуальных заданий: После получения номера полосы от преподавателя определите:
- степень варьирования плодородия почвы на опытном участке;
- вид варьирования плодородия почвы на опытном участке.
Перед закладкой опыта на земельном участке (1 га) провели рекогносцировочный посев ячменя с последующим дробным учетом урожая на 200 делянках по 50 м2, ц/га.
|
|
№ полосы | Номер делянки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 25 | 27 | 26 | 27 | 24 | 24 | 27 | 29 | 32 | 29 |
2 | 32 | 31 | 31 | 31 | 30 | 31 | 31 | 30 | 30 | 27 |
3 | 19 | 19 | 24 | 21 | 23 | 23 | 23 | 23 | 20 | 24 |
4 | 19 | 20 | 21 | 23 | 21 | 22 | 22 | 23 | 21 | 23 |
5 | 20 | 26 | 25 | 23 | 27 | 25 | 25 | 26 | 26 | 28 |
6 | 32 | 31 | 26 | 29 | 30 | 28 | 27 | 27 | 25 | 24 |
7 | 35 | 34 | 30 | 34 | 27 | 31 | 29 | 28 | 25 | 23 |
8 | 20 | 30 | 19 | 26 | 29 | 25 | 20 | 23 | 22 | 24 |
9 | 30 | 28 | 27 | 26 | 25 | 27 | 27 | 25 | 24 | 23 |
10 | 22 | 20 | 20 | 17 | 16 | 25 | 24 | 24 | 23 | 22 |
Продолжение таблицы
№ полосы | Номер делянки | |||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
1 | 24 | 22 | 26 | 29 | 31 | 22 | 23 | 25 | 28 | 27 |
2 | 29 | 27 | 27 | 27 | 25 | 25 | 26 | 26 | 26 | 22 |
2 | 24 | 24 | 24 | 25 | 25 | 25 | 27 | 28 | 26 | 29 |
4 | 23 | 24 | 24 | 28 | 25 | 25 | 26 | 27 | 24 | 30 |
5 | 21 | 23 | 25 | 26 | 27 | 21 | 22 | 24 | 24 | 25 |
6 | 26 | 25 | 26 | 24 | 20 | 23 | 23 | 22 | 21 | 21 |
7 | 32 | 28 | 26 | 23 | 25 | 29 | 26 | 27 | 23 | 25 |
8 | 28 | 23 | 26 | 24 | 27 | 26 | 25 | 24 | 22 | 23 |
9 | 32 | 30 | 29 | 28 | 27 | 28 | 24 | 26 | 28 | 22 |
10 | 27 | 22 | 27 | 21 | 25 | 28 | 25 | 24 | 21 | 22 |
Выполнение работы
№ полосы____________
№ делянки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ц/га (Х) | ||||||||||
ц/га (Х2) | ||||||||||
№ делянки | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
ц/га (Х) | ||||||||||
ц/га (Х2) |
Для определения степени варьирования плодородия почвы необходимо провести статистическую обработку урожаев.
Общее число делянок N =
Средняя урожайность по земельному участку =ƩХ/N=
Корректирующий фактор /N=
Общая сумма квадратов отклонений
Дисперсия
Стандартное отклонение
Ошибка средней
Относительная ошибка (точность)
|
|
Коэффициент вариации
Определение вида (тренда) варьирования плодородия почвы
Отложите на графике величины урожаев от первой до последней делянки с целью получения эмпирической кривой.
Рисунок 7.1 – (Случайное /закономерное) варьирование урожайности ячменя по делянкам дробного учета
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________
Подпись преподавателя___________________
Дата_____________________