Работа 8. Преобразования данных наблюдений и учетов

Цель работы: Научиться выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- как получить репрезентативную (представительную) выборку;

- почему при отборе проб нельзя ориентироваться на "типичные" растения, "типичные" места делянки и т.п.;

- способы преобразования исходных дат;

- специфику статистической обработки данных при наличии исходных чисел нулевых значений;

- схему (модель) дисперсионного анализа, применяемую для обработки данных наблюдений в полевом опыте.

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте, сделать выводы.

Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, уясните сущность метода обработки результатов наблюдений в полевом опыте, освойте технику дисперсионного анализа данных, составьте итоговую таблицу и сделайте вывод.

 

Шифр задания

Повторность Повторность Повторность
1. 1234 6. 2357 11. 1357
2. 2345 7. 1247 12. 2567
3. 3456 8. 1256 13. 2367
4. 1235 9. 1456 14. 3457
5. 4567 10. 3567 15. 1346

 

Пример 1. Поражение ячменя корневыми гнилями

(больных растений в выборках по 50), шт.

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Винер (стандарт) 7 2 12 16 10 7 11
Южный 8 4 7 12 5 6 7
Московский 121 2 1 3 0 0 2 3
Нутанс 187 2 0 4 1 5 0 0
Донецкий 650 9 3 14 21 14 15 10

 

Пример 2. Поражение ризоктонией картофеля, %

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Волжанин (стандарт) 39,4 38,6 36,2 37,5 41,0 35,8 38,1
Гатчинский 16,0 4,8 5,2 10,3 5,8 6,1 3,8
Лорх 31,4 30,0 32,6 30,5 33,4 28,7 29,6
Невский 24,4 14,0 11,0 19,5 25,1 12,0 12,0

 

Пример 3. Освещенность растений клевера лугового в 1 год жизни под покровом ячменя (в % от поступающей на поверхность посевов)

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Без удобрений 50,4 64,7 76,2 52,8 60,5 78,90 67,6
N60P60K60 48,5 49,0 50,7 38,7 56,5 60,2 60,4
Навоз 30т + N60P60K60 30,0 28,7 37,4 41,3 36,5 51,2 20,1
Навоз 60т + N60P60K60 11,5 15,3 10,8 12,8 24,1 14,3 20,0

 

Пример 4. Число сорняков в посевах овса, шт./м2

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Без гербицида 380 438 442 319 400 356 456
2,4 Д 315 538 422 377 342 540 373
Лонтрел 300 52 61 77 157 48 91 101
Ковбой 66 7 31 8 18 21 63

 

Пример 5. Количество растений на однорядковой делянке 1,5 м с отклонениями от нормы (карлики, скороспелые)

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Диметилсульфат 0 2 0 3 0 2 0
Этиленимил 2 4 4 2 6 4 4
Нитрозоэтилмочевина 8 12 10 14 8 10 6
Этилметаносульфанат 8 24 18 20 22 24 28

 

Выполнение работы

Пример №___ Задание №_____

 

Варианты

Повторения, Х

Суммы, V

Средние,

1 2 3 4
             
             
             
             
             
Суммы Р            

 

 

Преобразование (трансформация) исходных данных Х1=

Варианты

Повторения, Х

Суммы, V

Средние,

1 2 3 4
             
             
             
             
             
Суммы Р         ƩХ1=  

                                                                                                              ƩХ1= ƩР= ƩV

 

Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений (А=_____)

 

Варианты

x1=X-A

V

x12

V2

1 2 3 4 1 2 3 4
                     
                     
                     
                     
                     
Суммы Р                    
                     

Ʃx1=

Ʃx12=         ƩV2=       ƩР2=  

 

Общее число наблюдений N= l n =

Корректирующий фактор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: