Цель работы: Научиться выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- как получить репрезентативную (представительную) выборку;
- почему при отборе проб нельзя ориентироваться на "типичные" растения, "типичные" места делянки и т.п.;
- способы преобразования исходных дат;
- специфику статистической обработки данных при наличии исходных чисел нулевых значений;
- схему (модель) дисперсионного анализа, применяемую для обработки данных наблюдений в полевом опыте.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте, сделать выводы.
Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, уясните сущность метода обработки результатов наблюдений в полевом опыте, освойте технику дисперсионного анализа данных, составьте итоговую таблицу и сделайте вывод.
|
|
Шифр задания
№ | Повторность | № | Повторность | № | Повторность |
1. | 1234 | 6. | 2357 | 11. | 1357 |
2. | 2345 | 7. | 1247 | 12. | 2567 |
3. | 3456 | 8. | 1256 | 13. | 2367 |
4. | 1235 | 9. | 1456 | 14. | 3457 |
5. | 4567 | 10. | 3567 | 15. | 1346 |
Пример 1. Поражение ячменя корневыми гнилями
(больных растений в выборках по 50), шт.
Сорта | Повторения, Х | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Винер (стандарт) | 7 | 2 | 12 | 16 | 10 | 7 | 11 |
Южный | 8 | 4 | 7 | 12 | 5 | 6 | 7 |
Московский 121 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 |
Нутанс 187 | 2 | 0 | 4 | 1 | 5 | 0 | 0 |
Донецкий 650 | 9 | 3 | 14 | 21 | 14 | 15 | 10 |
Пример 2. Поражение ризоктонией картофеля, %
Сорта | Повторения, Х | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Волжанин (стандарт) | 39,4 | 38,6 | 36,2 | 37,5 | 41,0 | 35,8 | 38,1 |
Гатчинский | 16,0 | 4,8 | 5,2 | 10,3 | 5,8 | 6,1 | 3,8 |
Лорх | 31,4 | 30,0 | 32,6 | 30,5 | 33,4 | 28,7 | 29,6 |
Невский | 24,4 | 14,0 | 11,0 | 19,5 | 25,1 | 12,0 | 12,0 |
Пример 3. Освещенность растений клевера лугового в 1 год жизни под покровом ячменя (в % от поступающей на поверхность посевов)
Сорта | Повторения, Х | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Без удобрений | 50,4 | 64,7 | 76,2 | 52,8 | 60,5 | 78,90 | 67,6 |
N60P60K60 | 48,5 | 49,0 | 50,7 | 38,7 | 56,5 | 60,2 | 60,4 |
Навоз 30т + N60P60K60 | 30,0 | 28,7 | 37,4 | 41,3 | 36,5 | 51,2 | 20,1 |
Навоз 60т + N60P60K60 | 11,5 | 15,3 | 10,8 | 12,8 | 24,1 | 14,3 | 20,0 |
Пример 4. Число сорняков в посевах овса, шт./м2
Сорта | Повторения, Х | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Без гербицида | 380 | 438 | 442 | 319 | 400 | 356 | 456 |
2,4 Д | 315 | 538 | 422 | 377 | 342 | 540 | 373 |
Лонтрел 300 | 52 | 61 | 77 | 157 | 48 | 91 | 101 |
Ковбой | 66 | 7 | 31 | 8 | 18 | 21 | 63 |
Пример 5. Количество растений на однорядковой делянке 1,5 м с отклонениями от нормы (карлики, скороспелые)
|
|
Сорта | Повторения, Х | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Диметилсульфат | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 2 | 0 |
Этиленимил | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 | 4 | 4 |
Нитрозоэтилмочевина | 8 | 12 | 10 | 14 | 8 | 10 | 6 |
Этилметаносульфанат | 8 | 24 | 18 | 20 | 22 | 24 | 28 |
Выполнение работы
Пример №___ Задание №_____
Варианты | Повторения, Х | Суммы, V | Средние, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Суммы Р |
Преобразование (трансформация) исходных данных Х1=
Варианты | Повторения, Х | Суммы, V | Средние, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Суммы Р | ƩХ1= |
ƩХ1= ƩР= ƩV
Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений (А=_____)
Варианты | x1=X-A | V | x12 | V2 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Суммы Р | ||||||||||
Ʃx1= | Ʃx12= ƩV2= ƩР2= |
Общее число наблюдений N= l n =
Корректирующий фактор