Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор в группу свободный. Допускается дополнительный набор учащихся на основе результатов собеседования с педагогами и определения готовности включения в программу. В каждой группе могут заниматься учащиеся с различной степенью подготовки.
Возраст обучающихся по данной программе-13-17 лет.
Списочный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом и составляет не менее 15 человек.
Педагог, работающий по данной программе, должен обладать знаниями в области истории, краеведения, музееведения и, желательно, иметь опыт музейной или экскурсионной работы.
Формы занятий:
Для реализации программы целесообразнее всего использовать следующие формы занятий:
✓ уроки-лекции
✓ экскурсии в государственные музеи на бюджетной основе
✓ виртуальные экскурсии
✓ практические занятия по изучению музейной экспозиции
✓ работа с фондами
✓ подготовка и проведение учебных экскурсий
✓ беседа
✓ рассказ
|
|
✓ исследовательская работа: реферат, доклад, статья и др.
✓ объяснение
✓ обсуждение
✓ показ иллюстраций (электронных презентаций)
✓ игра
✓ экскурсионный тренинг
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
ü фронтальная
ü групповая
ü индивидуальная
Большое значение на занятиях имеют наглядные пособия (фотографии, карты, схемы, слайды, электронные презентации, видеофильмы). Лекции и беседы обязательно должны сопровождаться иллюстративным материалом: он придаст рассказу конкретность и образность. Особое место отводится экскурсиям и пешеходным прогулкам по району и городу. Хорошие результаты дают занятия, на которых используются различные игровые формы: дидактические игры с картинками, викторины, рассказы-загадки, кроссворды и т.п.
Материально-техническое оснащение
1. Компьютер
2. Цифровой фотоаппарат
3. Музейное оборудование (витрины, стенды, стеллажи, шкафы)
4. Проектор, экран
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов:
- предметные результаты:
По окончании обучения обучающиеся
✓ познакомятся с понятием «музей», с классификацией музеев,
✓ познакомятся с основными понятиями музееведения: «музейный фонд», «музейный предмет» и др.
✓ будут иметь представление об истории развития музейного дела, о крупнейших музеях пригородов Петербурга и Ленинградской области.
✓ овладеют основами исследовательской деятельности: смогут проводить экскурсии по школьному музею, участвовать в конкурсах экскурсоводов
|
|
- метапредметные результаты
По окончании курса у обучающихся развивают:
✓ способность работы с историческим и экспозиционным материалом, составления текста экскурсии, общения с аудиторией
✓ владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
✓ навыки анализа, обобщения, сравнения при работе с различными источниками информации
- личностные результаты:
✓ Работа обучающихся в составе музейного актива, проведение экскурсий, участие в районных и городских конкурсах.
✓ готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
✓ Стремление реализовать свой творческий и исследовательский потенциал, осознанный выбор будущей профессии
✓ Повышение интереса к истории малой родины и внимания к историческим фактам
✓ Участие и организация мероприятий, где у детей есть возможность личного общения с ветеранами войны и участниками других важных исторических событий
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||||||
всего | теория | практика |
| ||||||
Раздел 1. Презентация программы | 8 | 2 | 6 |
| |||||
Р 1Презентация программы | 6 | 1 | 5 | Наблюдение | |||||
Р 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |||||
Раздел 2 «Музеи пригородов Петербурга» | 48 | 19 | 29 |
| |||||
Р.2. Введение в тему. Обзор музеев заповедников в пригородах Петербурга | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос | |||||
Р.2. Виртуальная экскурсия. Музеи города Пушкина | 14 | 5 | 9 | Опрос, тестирование | |||||
Р.2 Виртуальная экскурсия. Стрельна. | 4 | 1 | 3 | Опрос, тестирование | |||||
Р.2. Виртуальная экскурсия. Петергоф. | 14 | 7 | 7 | Опрос, тестирование | |||||
Р.2. Виртуальная экскурсия. Ораниенбаум | 6 | 2 | 4 | Опрос, тестирование | |||||
Р.2. Виртуальная экскурсия. Павловск. Дворец и парк. | 6 | 2 | 4 | Опрос, тестирование | |||||
Р.2.Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование викторина | |||||
Раздел 3«Музеи Ленинградской области». | 26 | 11 | 15 |
| |||||
Р.3. Введение в тему. Обзор музеев заповедников Ленинградской области | 2 | 1 | 1 | Опрос | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Гатчина. Дворцы и парки. | 6 | 2 | 4 | Опрос, тестирование, | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Музеи г.Выборга | 4 | 1 | 3 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Приозерск. КрепостьКорела | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Музей-заповедник «Старая Ладога» | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Музей «Шлиссельбургская крепость». | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Музеи г. Тихвина | 4 | 1 | 3 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3. Виртуальная экскурсия. Осиновец. Музей «Дорога жизни» | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |||||
Р.3.Итоговое занятие | 2 | 2 | 0 | Опрос, тестирование викторина | |||||
Раздел 4 «Музееведение». | 24 | 14 | 10 |
| |||||
Р.4.Основные понятия. Терминология | 4 | 1 | 3 | Опрос, тестирование | |||||
Р.4.Инвентаризация музейных фондов | 6 | 4 | 2 | Опрос | |||||
Р.4.Оформление музейной экспозиции | 12 | 8 | 4 | Опрос, тренинг | |||||
Р.4. Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |||||
Раздел 5 «Экскурсионная методика». | 38 | 20 | 18 |
| |||||
Р.5.Введение в тему. Особенности проведения экскурсии в школьном музее. | 4 | 1 | 3 | Опрос | |||||
Р.5.Методические приемы показа и рассказа | 6 | 2 | 4 | Опрос, тестирование. тренинг | |||||
Р.5.Методическая разработка экскурсии | 6 | 2 | 4 | Опрос | |||||
Р.5.Разработка текста обзорной и тематической экскурсии. | 8 | 6 | 2
| Опрос, тренинг | |||||
Р.5.Освоение текста тематической экскурсии по школьному музею | 4 | 3 | 1 | Тестирование | |||||
Р.5.Итоговое занятие. Представление экскурсии. | 10 | 6 | 4 | Самостоятельная работа - тематическая экскурсии. | |||||
всего | 144 | 66 | 78 |
| |||||
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
К программе «Музееведение и экскурсионная методика»