Правовое государство и гражданское общество

 

План

1. Идея правового государства в античной философской и общественно-политической мысли.

2. Современная юридическая наука о правовом государстве.

3. Гражданское общество: основные этапы становления и сферы деятельности.

4. Структура гражданского общества.

Методические рекомендации:

· Исследовать соотношение государства и права: единство, различие, взаимодействие. Охарактеризовать этатистскую и либеральную модели государства.

· Проанализировать историю развития идей правовой государственности на разных исторических этапах политико-правовой мысли.

· Охарактеризовать современную концепцию правового государства: понятие, сущность, признаки.

· Проанализировать процесс формирования правового государства в Республике Беларусь.

· Раскрыть понятие «гражданское общество»: структура и признаки.

Практическое задание

1.Выписать основные признаки правового государства и подобрать в СМИ факты, свидетельствующие об их проявлении или нарушении в реальной жизни.

2.В тетради решить следующую задачу: Определите свое отношение к возможному спору, в котором одна позиция заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая исходит из незыблемости свободы личности, ее прав и интересов как основы правового государства. Аргументируйте свою позицию.

Семинарское занятие 6.

 НОРМЫ ПРАВА

План

1.Понятие нормы права

2.Структура типичной нормы права

3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

4.Классификация норм права

Методические рекомендации:

· Раскрыть понятие и признаки правовой нормы.

· Проанализировать логическую и формально-юридическую структуру правовой нормы.

· Исследовать особенности изложения элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта (сложность, альтернативность).

· Проанализировать соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

· Охарактеризовать прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения норм права.

· Дать классификацию правовых норм по различным основаниям.

Практическое задание (выполнение обязательно):

1.Подобрать в нормативных правовых актах и выписать по одному примеру:

- обязывающих, управомочивающих и запрещающих норм;

- материальных и процессуальных норм;

- норм, относящихся к публичному и частному праву.

2.Подобрать в нормативных правовых актах и выписать по два примера:

- нормы императивного характера;

- нормы диспозитивного характера.

3.Выявить реальную структуру 3-4 правовых норм в конкретном правовом акте и довести ее до логической структуры.

4.Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой из которых изложены:

- простая гипотеза и простая диспозиция;

- сложная гипотеза и простая диспозиция;

- сложная гипотеза и сложная санкция;

- альтернативная гипотеза и сложно-альтернативная санкция.

 

Семинарское занятие 7.

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

План

1. Понятие и общая характеристика источников права.

2. Источники (формы) права в Республике Беларусь.

3. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь. Иерархия НПА.

4. Пределы действия нормативных правовых актов.

Методические рекомендации:

· Раскрыть понятие и дать общую характеристику источников права: нормативного акта, юридического прецедента, обычая, религиозной догмы, принципов права и юридической науки.

· Проанализировать формы (источники) права в Республике Беларусь.

· Дать классификацию нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

· Исследовать и определить пределы действия нормативных правовых актов: по времени, по территории, по кругу лиц.

Доклады (по желанию, не более 2 тем на одно занятие)

· Особенности правовых обычаев в современной жизни.

· Прецедентное право и его суть.

· Договор в условиях рыночной экономики.

· Романо-германская правовая система (семья «континентального права»): история возникновения, источники права.

· Религиозные правовые системы.

Практическое задание (выполнение в тетради)

1.Подобрать и записать по одному примеру действующих нормативных правовых актов следующих видов: закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила.

2. Охарактеризовать 3-4 нормативных акта (закон, декрет Президента, постановление Правительства и т.д.) с точки зрения пределов их действия.

 

Заполнить форму таблицы:

Название НПА Предмет действия Действие во времени Действие в пространстве Действие по кругу лиц
         

3. На векторе времени отразить понятия «обратная сила закона» и «переживание закона».

 

Семинарское занятие 8.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО.

План

1. Понятие, виды и субъекты правотворчества

2. Основные принципы нормотворческой деятельности

3. Нормотворческий процесс. Стадии нормотворческого процесса в Республике Беларусь

4. Систематизация нормативных правовых актов

5. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

6. Юридическая техника

Методические рекомендации:

· Раскрыть понятие правотворчества и описать его виды

· Проанализировать принципы правотворчества (по новому Закону о НПА). Раскрыть содержание трех основных (на Ваш взгляд) принципов правотворчества.

· Исследовать стадии нормотворческого процесса, прописанные в Законе о НПА 2018 г.

· Раскрыть понятие «систематизация нормативных правовых актов». Исследовать виды систематизации.

· Рассмотреть правотворческие ошибки: понятие, виды, способы преодоления

· Раскрыть понятие «юридическая техника» и выявить ее основные требования.

Практическое задание (выполнение в тетради)

1.Представить схему процесса законотворчества Национального Собрания Республики Беларусь

2.Записать названия постановлений нижней и верхней Палаты Парламента Беларуси, связанные с их участием в законотворческом процессе.

Семинарское занятие 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: