План
1. Идея правового государства в античной философской и общественно-политической мысли.
2. Современная юридическая наука о правовом государстве.
3. Гражданское общество: основные этапы становления и сферы деятельности.
4. Структура гражданского общества.
Методические рекомендации:
· Исследовать соотношение государства и права: единство, различие, взаимодействие. Охарактеризовать этатистскую и либеральную модели государства.
· Проанализировать историю развития идей правовой государственности на разных исторических этапах политико-правовой мысли.
· Охарактеризовать современную концепцию правового государства: понятие, сущность, признаки.
· Проанализировать процесс формирования правового государства в Республике Беларусь.
· Раскрыть понятие «гражданское общество»: структура и признаки.
Практическое задание
1.Выписать основные признаки правового государства и подобрать в СМИ факты, свидетельствующие об их проявлении или нарушении в реальной жизни.
|
|
2.В тетради решить следующую задачу: Определите свое отношение к возможному спору, в котором одна позиция заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая исходит из незыблемости свободы личности, ее прав и интересов как основы правового государства. Аргументируйте свою позицию.
Семинарское занятие 6.
НОРМЫ ПРАВА
План
1.Понятие нормы права
2.Структура типичной нормы права
3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
4.Классификация норм права
Методические рекомендации:
· Раскрыть понятие и признаки правовой нормы.
· Проанализировать логическую и формально-юридическую структуру правовой нормы.
· Исследовать особенности изложения элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта (сложность, альтернативность).
· Проанализировать соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
· Охарактеризовать прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения норм права.
· Дать классификацию правовых норм по различным основаниям.
Практическое задание (выполнение обязательно):
1.Подобрать в нормативных правовых актах и выписать по одному примеру:
- обязывающих, управомочивающих и запрещающих норм;
- материальных и процессуальных норм;
- норм, относящихся к публичному и частному праву.
2.Подобрать в нормативных правовых актах и выписать по два примера:
- нормы императивного характера;
- нормы диспозитивного характера.
3.Выявить реальную структуру 3-4 правовых норм в конкретном правовом акте и довести ее до логической структуры.
|
|
4.Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой из которых изложены:
- простая гипотеза и простая диспозиция;
- сложная гипотеза и простая диспозиция;
- сложная гипотеза и сложная санкция;
- альтернативная гипотеза и сложно-альтернативная санкция.
Семинарское занятие 7.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
План
1. Понятие и общая характеристика источников права.
2. Источники (формы) права в Республике Беларусь.
3. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь. Иерархия НПА.
4. Пределы действия нормативных правовых актов.
Методические рекомендации:
· Раскрыть понятие и дать общую характеристику источников права: нормативного акта, юридического прецедента, обычая, религиозной догмы, принципов права и юридической науки.
· Проанализировать формы (источники) права в Республике Беларусь.
· Дать классификацию нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
· Исследовать и определить пределы действия нормативных правовых актов: по времени, по территории, по кругу лиц.
Доклады (по желанию, не более 2 тем на одно занятие)
· Особенности правовых обычаев в современной жизни.
· Прецедентное право и его суть.
· Договор в условиях рыночной экономики.
· Романо-германская правовая система (семья «континентального права»): история возникновения, источники права.
· Религиозные правовые системы.
Практическое задание (выполнение в тетради)
1.Подобрать и записать по одному примеру действующих нормативных правовых актов следующих видов: закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила.
2. Охарактеризовать 3-4 нормативных акта (закон, декрет Президента, постановление Правительства и т.д.) с точки зрения пределов их действия.
Заполнить форму таблицы:
Название НПА | Предмет действия | Действие во времени | Действие в пространстве | Действие по кругу лиц |
3. На векторе времени отразить понятия «обратная сила закона» и «переживание закона».
Семинарское занятие 8.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО.
План
1. Понятие, виды и субъекты правотворчества
2. Основные принципы нормотворческой деятельности
3. Нормотворческий процесс. Стадии нормотворческого процесса в Республике Беларусь
4. Систематизация нормативных правовых актов
5. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
6. Юридическая техника
Методические рекомендации:
· Раскрыть понятие правотворчества и описать его виды
· Проанализировать принципы правотворчества (по новому Закону о НПА). Раскрыть содержание трех основных (на Ваш взгляд) принципов правотворчества.
· Исследовать стадии нормотворческого процесса, прописанные в Законе о НПА 2018 г.
· Раскрыть понятие «систематизация нормативных правовых актов». Исследовать виды систематизации.
· Рассмотреть правотворческие ошибки: понятие, виды, способы преодоления
· Раскрыть понятие «юридическая техника» и выявить ее основные требования.
Практическое задание (выполнение в тетради)
1.Представить схему процесса законотворчества Национального Собрания Республики Беларусь
2.Записать названия постановлений нижней и верхней Палаты Парламента Беларуси, связанные с их участием в законотворческом процессе.
Семинарское занятие 9.