Реализация права. Толкование права

 

План

1. Реализация права: понятие, формы и методы.

2. Понятие применения права. Субъекты и стадии правоприменительной деятельности. Акт применения права и его основные особенности.

3. Понятие толкования норм права. Этапы и способы толкования правовых норм.

4. Виды толкования норм права. Результаты толкования правовых норм.

5. Пробелы в законодательстве и юридические коллизии. Аналогия закона и аналогия права.

Методические рекомендации:

· Раскрыть понятие реализации права. Проанализировать основные (непосредственные) формы реализации права.

· Исследовать правоприменение как особую форму реализации права. Изучить стадии правоприменительного процесса.

· Раскрыть понятие «акты правоприменения», привести их классификацию по различным основаниям.

· Раскрыть понятие «толкования правовых норм».

· Исследовать способы толкования права: логический, систематический, филологический (текстовый), историко-политический, др.

· Рассмотреть виды толкования правовых норм по объему: буквальное, расширительное и ограничительное толкование.

· Рассмотреть виды толкования правовых норм по субъекту: официальное и неофициальное толкование. Исследовать понятия: «аутентичное», «легальное», «нормативное», «казуальное» толкование.

· Дать определение пробела в праве. Исследовать способы его восполнения и преодоления.

Практическое задание (выполнение в тетради):

1. Выделить их текста нормативного акта несколько правовых норм, которые предполагают: соблюдение запрета, исполнение обязанности, использование субъективного права.

2. Составить проект акта применения права (схему; на выбор): органа власти, органа управления, судебного органа. Зафиксировать конкретное содержание этапов подготовки и принятия этих правоприменительных актов (стадий правоприменения).

3. Выявить сходства и различия между нормативными правовыми и правоприменительными актами (в виде таблицы).

4. Осуществить толкование одной статьи какого-либо нормативного акта всеми способами.

5. Выявить в тексте нормативного акта нормы права, которые нуждаются в ограничительном или расширительном толковании.

 

Семинарское занятие 10.

ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

План:

1. Понятие и признаки юридической ответственности.

2. Цель, функции и принципы юридической ответственности.

3. Виды юридической ответственности.

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

Термины и понятия по теме: правомерное поведение, правонарушение, преступление, правовые проступки, легкомыслие, небрежность, деликт, злоупотребление правом, конформистское поведение, маргинальное поведение, частная превенция, общая превенция, необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость.

Методические рекомендации:

· Раскрыть понятие «правомерное поведение» и определить его виды.

· Рассмотреть понятие и признаки правонарушения.

· Проанализировать юридический состав правонарушения.

· Дать классификацию правонарушений.

· Выделить виды социальной ответственности. Определить признаки и функции юридической ответственности.

· Проанализировать основные принципы юридической ответственности.

· Выделить виды юридической ответственности и способы их обеспечения.

· Перечислить и проанализировать основания исключения и освобождения от юридической ответственности.

Практическое задание:

1.Римские юристы утверждали: «Действие не делает виновным, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.

2.Римский философ Сенека утверждал: «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление, есть все же преступление». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

3.Назвать полный перечень объектов уголовных преступлений в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь.

4.Раскрыть полный состав одного преступления и одного административного проступка (на основании конкретных статей соответствующих кодексов), используя схему состава правонарушения.

 

Семинарское занятие 11.

ПРАВО, ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

План

1.Место и роль государства в формировании информационного общества.

2.Информационно-коммуникативная функция государства.

3.Концепция «электронного государства».

Практическое задание

1.Обсудить подготовленные к семинару доклады по проблеме «Проблема регулирования отношений, возникающих в интернете». Материалы к ним подбирают студенты; в каждой малой группе до 3 человек. Обобщает материалы (до 10 минут) также один из заранее определенных для этого студентов.

Примерная тематика выступлений:

1) Основные подходы к регулированию общественных отношений в интернете: теоретические модели.

2) «Электронная демократия» как форма обеспечения доверия во взаимоотношениях «гражданин - государство».

3) Задачи государства в формировании информационного общества (Окинавская хартия глобального информационного общества).

4) Защита персональных данных и частной жизни в сети Интернет.

5) Эффективное правовое регулирование электронной торговли.

6) Обеспечение безопасности сделок в интернете.

7) Появление новых электронных продуктов в сети интернет.

8) Борьба против незаконного содержания информации и противоправного поведения в интернете.

После прослушивания докладов выступающему задаются вопросы, на которые могут отвечать и члены его команды, готовившие материалы к докладу.

Оценить выступления своих одногруппников, составив краткий отзыв на каждое из выступлений (2-3 предложения) с точки зрения глубины раскрытия вопроса, глубины и ясности подач информации, культуры речи, вызванного интереса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: