План
1. Реализация права: понятие, формы и методы.
2. Понятие применения права. Субъекты и стадии правоприменительной деятельности. Акт применения права и его основные особенности.
3. Понятие толкования норм права. Этапы и способы толкования правовых норм.
4. Виды толкования норм права. Результаты толкования правовых норм.
5. Пробелы в законодательстве и юридические коллизии. Аналогия закона и аналогия права.
Методические рекомендации:
· Раскрыть понятие реализации права. Проанализировать основные (непосредственные) формы реализации права.
· Исследовать правоприменение как особую форму реализации права. Изучить стадии правоприменительного процесса.
· Раскрыть понятие «акты правоприменения», привести их классификацию по различным основаниям.
· Раскрыть понятие «толкования правовых норм».
· Исследовать способы толкования права: логический, систематический, филологический (текстовый), историко-политический, др.
· Рассмотреть виды толкования правовых норм по объему: буквальное, расширительное и ограничительное толкование.
|
|
· Рассмотреть виды толкования правовых норм по субъекту: официальное и неофициальное толкование. Исследовать понятия: «аутентичное», «легальное», «нормативное», «казуальное» толкование.
· Дать определение пробела в праве. Исследовать способы его восполнения и преодоления.
Практическое задание (выполнение в тетради):
1. Выделить их текста нормативного акта несколько правовых норм, которые предполагают: соблюдение запрета, исполнение обязанности, использование субъективного права.
2. Составить проект акта применения права (схему; на выбор): органа власти, органа управления, судебного органа. Зафиксировать конкретное содержание этапов подготовки и принятия этих правоприменительных актов (стадий правоприменения).
3. Выявить сходства и различия между нормативными правовыми и правоприменительными актами (в виде таблицы).
4. Осуществить толкование одной статьи какого-либо нормативного акта всеми способами.
5. Выявить в тексте нормативного акта нормы права, которые нуждаются в ограничительном или расширительном толковании.
Семинарское занятие 10.
ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
План:
1. Понятие и признаки юридической ответственности.
2. Цель, функции и принципы юридической ответственности.
3. Виды юридической ответственности.
4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Термины и понятия по теме: правомерное поведение, правонарушение, преступление, правовые проступки, легкомыслие, небрежность, деликт, злоупотребление правом, конформистское поведение, маргинальное поведение, частная превенция, общая превенция, необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость.
|
|
Методические рекомендации:
· Раскрыть понятие «правомерное поведение» и определить его виды.
· Рассмотреть понятие и признаки правонарушения.
· Проанализировать юридический состав правонарушения.
· Дать классификацию правонарушений.
· Выделить виды социальной ответственности. Определить признаки и функции юридической ответственности.
· Проанализировать основные принципы юридической ответственности.
· Выделить виды юридической ответственности и способы их обеспечения.
· Перечислить и проанализировать основания исключения и освобождения от юридической ответственности.
Практическое задание:
1.Римские юристы утверждали: «Действие не делает виновным, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
2.Римский философ Сенека утверждал: «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление, есть все же преступление». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
3.Назвать полный перечень объектов уголовных преступлений в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь.
4.Раскрыть полный состав одного преступления и одного административного проступка (на основании конкретных статей соответствующих кодексов), используя схему состава правонарушения.
Семинарское занятие 11.
ПРАВО, ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
План
1.Место и роль государства в формировании информационного общества.
2.Информационно-коммуникативная функция государства.
3.Концепция «электронного государства».
Практическое задание
1.Обсудить подготовленные к семинару доклады по проблеме «Проблема регулирования отношений, возникающих в интернете». Материалы к ним подбирают студенты; в каждой малой группе до 3 человек. Обобщает материалы (до 10 минут) также один из заранее определенных для этого студентов.
Примерная тематика выступлений:
1) Основные подходы к регулированию общественных отношений в интернете: теоретические модели.
2) «Электронная демократия» как форма обеспечения доверия во взаимоотношениях «гражданин - государство».
3) Задачи государства в формировании информационного общества (Окинавская хартия глобального информационного общества).
4) Защита персональных данных и частной жизни в сети Интернет.
5) Эффективное правовое регулирование электронной торговли.
6) Обеспечение безопасности сделок в интернете.
7) Появление новых электронных продуктов в сети интернет.
8) Борьба против незаконного содержания информации и противоправного поведения в интернете.
После прослушивания докладов выступающему задаются вопросы, на которые могут отвечать и члены его команды, готовившие материалы к докладу.
Оценить выступления своих одногруппников, составив краткий отзыв на каждое из выступлений (2-3 предложения) с точки зрения глубины раскрытия вопроса, глубины и ясности подач информации, культуры речи, вызванного интереса.