Понятие и предмет общей теории права. Методология юридической науки

План

1.Предмет теории государства и права.

2.Место теории государства и права в системе научного знания.

3.Методы и приемы научного познания теории государства и права.

4.Основные функции теории государства и права.

Методические рекомендации:

· Дать понятие, определить предмет и объект общей теории права.

· Определить место и роль общей теории права в системе общественных и юридических наук. Выявить и охарактеризовать междисциплинарные связи общей теории с философией, историей государства и права, конституционным правом.

· Охарактеризовать структуру и систему учебной дисциплины «общая теория права», раскрыть ее общенаучное, методологическое и практическое значение для законотворческой и правоприменительной деятельности.

· Раскрыть понятие «методология науки».

· Охарактеризовать общенаучные и частнонаучные методы юридической науки.

Практическое задание (выполнение в тетради)

1.Перечислить основные институты предмета учебного курса «Общая теория права».

2.Представить классификацию юридических наук.

3.Назвать три важнейшие, на Ваш взгляд, функции общей теории права. Объяснить свой выбор.

4.Письменно решить следующую задачу:

Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукин криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к прикладной юридической науке.

По мнению же студента Антоника, криминалистика относится к прикладной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой. Кто из них прав? Обоснуйте.

5.Заполнить форму таблицы:

Методы общей теории права

общенаучные частноправовые специальные
     

6.Привести пример использования математических и статистических методов при проведении исследования юридических явлений.


Семинарское занятие 2.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

План

1. Типология государства. Основные подходы к типологии государства. Общая характеристика основных исторических типов государства.

2. Понятие формы государства. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политический режим.

Методические рекомендации:

· Исследовать эволюцию понятия «формы государства».

· Охарактеризовать основные формы правления, проанализировать отличительные признаки каждой из них.

· Рассмотреть основные формы государственного устройства.

· Раскрыть понятие «политический режим». Охарактеризовать основные его виды.

Практическое задание (выполнение в тетради)

1. Заполните таблицу:

Тип государства Экономическая основа Политическая основа Характеристика права
Рабовладельческий      
Феодальный      
Буржуазный      
Социалистический      

 

2. Соотнесите формы правления с их разновидностями:

а) монархия; 1) абсолютная
б) республика 2) президентская
  3)  сословно-представительная
  4) дуалистическая
  5) парламентская
  6) конституционная
  7) смешанная

 

3. Распределите по форме правления следующие государства:

США, Великобритания, Мексика, ФРГ, Испания, Саудовская Аравия, Таджикистан, Кувейт, Финляндия, Монако, Австралия, Канада, Франция, Россия, Малайзия, Украина:

а) президентская республика;
б) парламентская республика;
в) смешанная республика;
г) дуалистическая монархия;
д) абсолютная монархия;
е) парламентская монархия


Семинарское занятие 3.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ПРАВА

План

1. Предпосылки, основные закономерности и процесс возникновения права.

2. Правопонимание. Факторы, влияющие на разнообразие теорий.

3. Основные концепции происхождения и сущности права (с высказываниями основных представителей):

· Теологическая

· Естественно-правовая

· Историческая школа права

· Юридический позитивизм. Нормативизм.

· Марсистская теория

· Социологическая концепция

· Психологическая концепция

· Примирительная теория

· Регулятивная теория

4. Правопонимание в современной юридической литературе (интегративный подход).

Методические рекомендации:

· Рассмотреть процесс происхождения права. Охарактеризовать его основные факторы.

· Проанализировать причины плюрализма во взглядах на происхождение и сущность права.

· Дуализм и монизм в правопонимании.

Практическое задание (выполнение в тетради)

Какие положительные, перспективные характеристики и какие негативные, неприемлемые для существования и развития права в суверенном демократическом социальном правовом государстве вы видите в каждом направлении правопонимания? Заполните таблицу:

Концепция правопонимания Положительные характеристики Неприемлемые характеристики
     

Форма проведения занятия: круглый стол.

 

Семинарское занятие 4.

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО

(лекция не предусмотрена)

План

1.Понятие «общество», его структура.

2.Институт права как мера свободы и ответственности личности.

3.Составные элементы правового статуса личности.

4.Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Практическое задание

1.Обсудить подготовленные к семинару доклады по проблеме «Гарантии и защита прав и свобод человека». Предполагается предварительная работа в малых группах, по 3 человека. Обобщает материалы (до 10 минут) также один из заранее определенных для этого студентов.

Примерная тематика выступлений:

1) Развитие институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека.

2) Независимый суд как гарант прав человека.

3) Республиканское законодательство как фактор обеспечения прав человека.

4) Международно-правовые гарантии.

5) Ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод человека.

6) Стабильное социально-экономическое развитие государства как гарантия соблюдения прав человека.

7) Права меньшинств.

8) Деятельность международных органов в сфере обеспечения и защиты прав человека.

После прослушивания докладов выступающему задаются вопросы, на которые могут отвечать и члены его команды, готовившие материалы к докладу.

2.Оценить выступления своих одногруппников, составив краткий отзыв на каждое из выступлений (2-3 предложения) с точки зрения глубины раскрытия вопроса, глубины и ясности подач информации, культуры речи, вызванного интереса.

Семинарское занятие 5.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: