План
1.Предмет теории государства и права.
2.Место теории государства и права в системе научного знания.
3.Методы и приемы научного познания теории государства и права.
4.Основные функции теории государства и права.
Методические рекомендации:
· Дать понятие, определить предмет и объект общей теории права.
· Определить место и роль общей теории права в системе общественных и юридических наук. Выявить и охарактеризовать междисциплинарные связи общей теории с философией, историей государства и права, конституционным правом.
· Охарактеризовать структуру и систему учебной дисциплины «общая теория права», раскрыть ее общенаучное, методологическое и практическое значение для законотворческой и правоприменительной деятельности.
· Раскрыть понятие «методология науки».
· Охарактеризовать общенаучные и частнонаучные методы юридической науки.
Практическое задание (выполнение в тетради)
1.Перечислить основные институты предмета учебного курса «Общая теория права».
|
|
2.Представить классификацию юридических наук.
3.Назвать три важнейшие, на Ваш взгляд, функции общей теории права. Объяснить свой выбор.
4.Письменно решить следующую задачу:
Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукин криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к прикладной юридической науке.
По мнению же студента Антоника, криминалистика относится к прикладной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой. Кто из них прав? Обоснуйте.
5.Заполнить форму таблицы:
Методы общей теории права | ||
общенаучные | частноправовые | специальные |
6.Привести пример использования математических и статистических методов при проведении исследования юридических явлений.
Семинарское занятие 2.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
План
1. Типология государства. Основные подходы к типологии государства. Общая характеристика основных исторических типов государства.
2. Понятие формы государства. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
Методические рекомендации:
· Исследовать эволюцию понятия «формы государства».
· Охарактеризовать основные формы правления, проанализировать отличительные признаки каждой из них.
· Рассмотреть основные формы государственного устройства.
· Раскрыть понятие «политический режим». Охарактеризовать основные его виды.
Практическое задание (выполнение в тетради)
1. Заполните таблицу:
Тип государства | Экономическая основа | Политическая основа | Характеристика права |
Рабовладельческий | |||
Феодальный | |||
Буржуазный | |||
Социалистический |
|
|
2. Соотнесите формы правления с их разновидностями:
а) монархия; | 1) абсолютная |
б) республика | 2) президентская |
3) сословно-представительная | |
4) дуалистическая | |
5) парламентская | |
6) конституционная | |
7) смешанная |
3. Распределите по форме правления следующие государства:
США, Великобритания, Мексика, ФРГ, Испания, Саудовская Аравия, Таджикистан, Кувейт, Финляндия, Монако, Австралия, Канада, Франция, Россия, Малайзия, Украина:
а) президентская республика; |
б) парламентская республика; |
в) смешанная республика; |
г) дуалистическая монархия; |
д) абсолютная монархия; |
е) парламентская монархия |
Семинарское занятие 3.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ПРАВА
План
1. Предпосылки, основные закономерности и процесс возникновения права.
2. Правопонимание. Факторы, влияющие на разнообразие теорий.
3. Основные концепции происхождения и сущности права (с высказываниями основных представителей):
· Теологическая
· Естественно-правовая
· Историческая школа права
· Юридический позитивизм. Нормативизм.
· Марсистская теория
· Социологическая концепция
· Психологическая концепция
· Примирительная теория
· Регулятивная теория
4. Правопонимание в современной юридической литературе (интегративный подход).
Методические рекомендации:
· Рассмотреть процесс происхождения права. Охарактеризовать его основные факторы.
· Проанализировать причины плюрализма во взглядах на происхождение и сущность права.
· Дуализм и монизм в правопонимании.
Практическое задание (выполнение в тетради)
Какие положительные, перспективные характеристики и какие негативные, неприемлемые для существования и развития права в суверенном демократическом социальном правовом государстве вы видите в каждом направлении правопонимания? Заполните таблицу:
Концепция правопонимания | Положительные характеристики | Неприемлемые характеристики |
Форма проведения занятия: круглый стол.
Семинарское занятие 4.
ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО
(лекция не предусмотрена)
План
1.Понятие «общество», его структура.
2.Институт права как мера свободы и ответственности личности.
3.Составные элементы правового статуса личности.
4.Классификация прав и свобод человека и гражданина.
Практическое задание
1.Обсудить подготовленные к семинару доклады по проблеме «Гарантии и защита прав и свобод человека». Предполагается предварительная работа в малых группах, по 3 человека. Обобщает материалы (до 10 минут) также один из заранее определенных для этого студентов.
Примерная тематика выступлений:
1) Развитие институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека.
2) Независимый суд как гарант прав человека.
3) Республиканское законодательство как фактор обеспечения прав человека.
4) Международно-правовые гарантии.
5) Ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод человека.
6) Стабильное социально-экономическое развитие государства как гарантия соблюдения прав человека.
7) Права меньшинств.
8) Деятельность международных органов в сфере обеспечения и защиты прав человека.
После прослушивания докладов выступающему задаются вопросы, на которые могут отвечать и члены его команды, готовившие материалы к докладу.
2.Оценить выступления своих одногруппников, составив краткий отзыв на каждое из выступлений (2-3 предложения) с точки зрения глубины раскрытия вопроса, глубины и ясности подач информации, культуры речи, вызванного интереса.
Семинарское занятие 5.