Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров

Поскольку прокуроры являются представителями государственной власти, следовательно, они находятся под особой защитой государства. Под защитой государства также находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях — иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, или принудить их к изменению ее характера, или из мести за указанную деятельность. Под защитой находится также имущество прокуроров.

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников регламентируется ст. 44 Закона о прокуратуре и включает в себя: денежное содержание, пенсионное обеспечение, их медицинское обслуживание, а также иные мероприятия, направленные на создание дополнительных гарантий их защиты.

Денежное содержание прокурорских работников состоит из: должностного оклада; доплат за классный чин; доплат за выслугу лет; доплат за особые условия службы; доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год;иных выплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ. Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80% должностного оклада Председателя ВС РФ.

Пенсионное обеспечение прокурорских работников и членов их семей осуществляется в соответствии с условиями, нормами и порядком, установленными законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

При увольнении прокуроров, научных и педагогических работников в связи с выходом на пенсию, в отставку, по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры, по состоянию здоровья или инвалидности, вследствие организационно-штатных мероприятий им выплачивается выходное пособие, размеры которого зависят от выслуги лет. Прокурорские работники в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования, кроме такси, в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте определяется Правительством РФ.

При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь и на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений (до предоставления им жилого помещения для постоянного проживания), если они не обеспечены жильем. Жилые помещения для прокуроров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретаются органами прокуратуры за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. В жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке устанавливается (по действующим тарифам) телефон. В таком же порядке предоставляются их детям места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях. За счет средств федерального бюджета осуществляется медицинское обслуживание работников прокуратуры и проживающих с ними членов их семей.

В ст. 45 Закона о прокуратуре определены меры правовой защиты и социальной поддержки, которые в отличие от материального и социального обеспечения установлены не для всех категорий прокурорских работников, а только в отношении прокуроров.

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 45 Закона о прокуратуре).

Прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ. Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. В случае гибели (смерти) прокурора, наступившей вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью по мотиву их служебной деятельности, указанная страховая сумма подлежит выплате в полном объеме их наследникам. При причинении прокурору телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, страховая сумма выплачивается в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного содержания. В дополнение этого ежемесячно выплачивается компенсация, составляющая разницу между среднемесячным денежным содержанием прокурора и назначенной в связи с этим им пенсией. При расчете размеров выплачиваемой компенсации полученные прокурором суммы выплат по обязательному государственному личному страхованию во внимание не принимаются. Если причиненные прокурору телесные повреждения или иной вред здоровью не повлекли стойкой утраты трудоспособности и не повлияли на дальнейшую его возможность заниматься профессиональной деятельностью, выплачиваемая страховая сумма составляет 12-кратный размер среднемесячного содержания прокурора.

В случае гибели (смерти) прокурора в связи с исполнением служебных обязанностей, а также увольнения со службы прокурора, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на его долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. При этом суммы выплат, полученные по обязательному государственному личному страхованию, не учитываются. За семьей погибшего (умершего) прокурора также сохраняется право на получение жилого помещения на условиях и основаниях, имевших место на момент его гибели (смерти).

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, в связи со служебной деятельностью прокурора подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая и упущенную выгоду.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора, причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны с его служебной деятельностью.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

Правовой статус прокурорских работников: понятие и содержание?

В чем состоит специфика трудовых отношений прокурорских работников?

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к прокурорскому работнику и ограничения, связанные со службой в органах и организациях прокуратуры.

Каким образом в системе органов и учреждений прокуратуры осуществляется повышение квалификации прокурорских работников?

Что такое аттестация прокурорских работников? Ее виды?

Охарактеризуйте особенности привлечения прокуроров к уголовной ответственности.

Что включает в себя материальное и социальное обеспечение прокурорских работников?

 

Литература:

 

1. Настольная книга прокурора / Под ред. С.Г. Кехлерова. М., 2012.

2. Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, изд-во «Экслит», 2002.

3.Нестерова Т.А., Фадеев Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001.

4. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Общая часть. Учебное пособие / отв. ред. Е.Р. Ергашев. Екатеринбург, издательство УрГЮА, 2010

5. Шобухин В.Ю. Вопросы правового регулирования службы в органах прокуратуры // Российский юридический журнал. 2007. № 3.

                                 Раздел II

                        ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

                                 Глава10
Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов

 

В результате освоения данной темы студент должен

знать: основные законодательные положения, регламентирующие содержание прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов;

Уметь: составлять акты прокурорского реагирования, вносимые в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов; применять нормы права, регламентирующие данное направление деятельности прокуратуры РФ;

Владеть: навыками взаимодействия и коллективной работы по вопросам прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов навыками межкультурной (что это такое? См.: Квалификационную характеристику должности прокурора города, района, там прописано более грамотно) профессиональной коммуникации.


Понятие, цели, задачи, предмет, пределы, объекты, субъекты, прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, правовое регулирование

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов есть одно из направлений деятельности органов прокуратуры РФ  по обеспечению соблюдения Конституции РФ, исполнения законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов — одно из самых объемных направлений прокурорской деятельности. Учеными и практиками его принято называть «общим», поскольку он охватывает практически все сферы общественных отношений. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам правовых актов охватывает наибольшую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. Он оказывает существенное воздействие на общее состояние законности в стране, поскольку в нем заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры РФ. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов позитивно влияет на укрепление законности в том числе изменение криминогенной ситуации в стране. Прокурорский надзор за исполнением законов вполне обоснованно принято считать наиболее эффективным средством раннего предупреждения преступлений.

В теории и практике прокурорского надзора его принято подразделять на надзор за исполнением законов в сфере экономики и в социальной сфере. Так же также данное направление надзорной деятельности прокуратуры подразделяют на виды в зависимости от отраслей законодательства, например, надзор за исполнением, трудового, природоохранного законодательства и т.п.

Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ и соответствия законам правовых актов является основным направлением деятельности органов прокуратуры. Правовую основу данного направление надзора составляют ст. 21—25.1 гл. 1 «Надзор за исполнением законов» составляют разд. 3 «Прокурорский надзор» Закона о прокуратуре и по сути своей является базовым направлением надзора, обеспечивающим достижение основных целей деятельности прокуратуры РФ, а также приказами Генерального прокурора РФ, в частности, от 7 декабря 2007 г. № 195 (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Предметом надзора является за соблюдение Конституции РФ, исполнение законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.

В соответствиисо ст. 21 Закона о прокуратуре предмет прокурорского включает в себя:

-соблюдение Конституции Российской Федерации;

-исполнение законов действующих на территории РФ поднадзорными субъектами;

-соответствие законам правовых актов, которые издаются поднадзорными субъектами.[15]

Под соблюдением Конституции РФ следует понимать следование установленным запретам, воздержание от действий, нарушающих положения, установленные в основном законе страны. Следовательно, соблюдение закона есть ни что иное как пассивное поведение поднадзорных субъектов.

Наиболее объемный элемент надзора –это исполнение закона. Это активная деятельность поднадзорных субъектов, выраженная в реализации норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Исполнение закона выражается в виде действий или правовых актов, служащих формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности.

Правовые акты, издаваемые поднадзорными субъектами и объектами в данном направлении прокурорского надзора это: имеющие поднадзорный характер, принимающиеся в целях реализации законов, содержащие в своей основе закрепленные в законе положения, издаваемые в соответствии с действующем законодательством, порождающие изменяющие или прекращающие определенные правоотношения акты.

Правовые акты могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, указаний, решений, инструкций, положений и т.д.

Надзор за соответствием правовых актов законам является составной частью предмета вторым элементом данного направления надзорной деятельности прокуратуры. Он имеет особое значение и представляет собой отдельное направление прокурорского надзора в составе надзора за исполнением законов и законности правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением международных договоров РФ, ратифицированных в установленном законом порядке, которые являются согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов, но не подзаконных актов. Они призваны осуществлять надзор за законностью подзаконных правовых актов, но не за их исполнением. Следовательно, как деятельность, так и правовые акты поднадзорных объектов и субъектов прокуратурой РФ оцениваются лишь с точки зрения соответствия закону.

Цели надзора -точное и единообразное исполнение законов всеми поднадзорными органами, должностными лицами и гражданами, а также соответствие закону правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля и другими органами являющихся поднадзорными объектами в данном направлении прокурорского надзора.

Задачи – выявление и устранение выявленных нарушений закона, предупреждение преступлений и других нарушений закона; активизация и совершенствование деятельностиорганов государственного контроля и правоохранительных органов, направленных на обеспечение исполнения закона и подзаконных актов; проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания и ответственности за совершение нарушений закона; выявление проблем действующего законодательства и внесение соответствующих предложений в представительные органы и органы обладающие правом законодательной инициативы; информирование общества о работе органов прокуратуры и состояния законности; совершенствование правовой культуры поднадзорных субъектов.

Объектом надзора за соблюдением Конституции РФ исполнением законов и соответствия законам правовых актов являются совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Субъекты надзора — совокупность поднадзорных органам прокуратуры должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Объекты и субъекты за законностью деятельности которых осуществляет надзор органы прокуратуры РФ в рамках указанного направления перечислены в ст. 21 Закона о прокуратуре к ним относятся: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Важное значение для обеспечения действенного надзора в данном направлении деятельности прокуратуры имеет точное определение пределов прокурорского надзора. Пределы есть границы правовых требований по исполнению определенного характеру законодательства объектами и субъектами прокурорского надзора в данном направлении прокурорской деятельности.

Пределы данного направления прокурорского надзора установлены по:

предмету (прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, а только за исполнением законов);

кругу объектов и субъектов надзора (по общему правилу прокурорский надзор не распространяется на деятельность по исполнению законов высшими должностными лицами государства, судами и гражданами);

характеру прокурорского надзора и мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и др. (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлены также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализации организационных форм деятельности прокуратуры).

При осуществлении надзора в данном направлении прокурорской деятельности органы прокуратуры РФ: во-первых, не подменяют иные государственные органы, включая органы контроля, а проводят проверки на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования; во –вторых не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

    Правовое регулирование Органы прокуратуры при осуществлении надзора в данном направлении руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции РФ, прямом ее действии и применении на всей территории России; положениями законов РФ, действующих на территории Российской Федерации, Кодексом законов об административных правонарушениях РФ — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.),Трудовым кодексом РФ — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и многими другими. При этом следует отметить, что нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в тех или иных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ, например: Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изм. от 28 марта 1997 г.). Общие предметы ведения прокуратуры, функции и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе о прокуратуре РФ. Кроме того, деятельность прокурора в данном направлении прокурорского надзора регулируется ведомственными актами Генерального прокурора РФ, например: Приказ Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 N 211 (в ред. от 09.02.2012) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»; Приказ Генерального прокурора РФ от 15.05.2010 N 209 (в ред. от 09.02.2012) «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции»; Приказ Генерального прокурора РФ от 29.09.2011 N 320 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе»; Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»; Приказ Генерального прокурора РФ от 12.03.2009 N 67 (в ред. от 22.07.2011) «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»; Приказ от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другими.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: