Классный чин представляет собой квалификационный разряд, присваиваемый прокурорскому работнику, обусловленный занимаемой должностью, уровнем подготовки и стажем работы. Положение о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам и форменное обмундирование прокурорских работников определены Указом Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 (в ред. Указа от 31.07.2013 № 657), приказом Генерального прокурора РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников».
Работникам прокуратуры очередной классный чин присваивается с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. Работникам военной прокуратуры присваиваются воинские звания соответствующе классному чину прокурорских работников.
В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины: младший юрист (младший лейтенант юстиции), юрист 3 класса (лейтенант юстиции), юрист 2 класса (старший лейтенант юстиции), юрист 1 класса (капитан юстиции), младший советник юстиции (майор юстиции), советник юстиции (подполковник юстиции), старший советник юстиции (полковник юстиции), государственный советник юстиции 3 класса (генерал-майор юстиции), государственный советник юстиции 2 класса (генерал-лейтенант юстиции), государственный советник юстиции 1 класса (генерал-полковник юстиции), действительный государственный советник юстиции (данный классный чин присваивается только Генеральному прокурору РФ).
|
|
Классные чины прокурорским работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в предыдущем классном чине, результатов аттестации прокурорских работников, с соблюдением последовательности присвоения классных чинов и других условий, предусмотренных Положением.
Установлены следующие сроки пребывания в классном чине:
- младшего юриста — один год или до получения высшего юридического образования;
- юриста 3 класса — два года; юриста 2 класса — два года;
-юриста 1 класса — три года;
-младшего советника юстиции - три года;
-советника юстиции — четыре года.
Сроки пребывания в более высоких классных чинах не установлены. Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом Российской Федерации. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.
Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно и перечень должностей, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции, утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
|
|
Срок службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина прокурорскому работнику.
В качестве меры поощрения за особые отличия в выполнении служебных обязанностей классный чин прокурорскому работнику может быть присвоен досрочно, за исключением классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.
Присвоенный классный чин сохраняется за прокурорским работником при освобождении от замещаемой должности и увольнении из органов или учреждений прокуратуры Российской Федерации, а также при поступлении на службу в органы или учреждения прокуратуры Российской Федерации вновь. Очередной классный чин не присваивается прокурорским работникам, имеющим дисциплинарные взыскания, а также прокурорским работникам, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
Положение предусматривает возможность присвоение очередного классного чина досрочно, а также присвоение внеочередного классного чина.
Присвоенным классным чином работник наделяется пожизненно. Лишение классного чина возможно в случае увольнения работника из органов прокуратуры за порочащий проступок, а понижение в классном чине — в случае грубого нарушения служебного долга и недостойного поведения. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку прокурорского работника.
Прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, определенных постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 352 (в ред. от 22 декабря 2011 г.) «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, научных и педагогических работников, имеющих классные чины». Некоторые вопросы форменного обмундирования прокурорских работников также урегулированы приказом Генерального прокурора РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников».
Форменное обмундирование прокурорских работников подразделяется на летнее и зимнее обмундирование и включает в себя: головные уборы (фуражку из синей ткани с черным бархатным околышем, на котором прикрепляется позолоченная кокарда и плетеный шнур из филиграни; меховую шапку (папаху — для лиц высшего состава); пиджак из синей ткани; брюки из синей ткани с темно-зеленым кантом; юбку; рубашку; блузу; галстук; пальто; ботинки; туфли; и др. Все предметы форменного обмундирования (плащ, рубашка, блуза и т.п.) изготовлены, как правило, из синей ткани. Знаки различия (погоны, эмблемы, кокарды, звезды большие и малые, филигрань, ремешки) выдаются в количестве, соответствующем числу предметов форменной одежды, с учетом срока носки. Количество и размер звезд на погонах наряду с количеством просветов на погонах свидетельствуют о классном чине, который присвоен работнику.
Ношение форменного обмундирования призвано индивидуализировать прокурорского работника в общей массе населения и является обязательным во всех случаях официального представительства органов прокуратуры, включая участие прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде. В приказе от 27 октября 2004 г. № 29 «Об обеспечении исполнения требований федерального законодательства об обязательном ношении форменного обмундирования» Генеральный прокурор РФ потребовал от всех прокурорских работников, имеющих классные чины, осуществлять в форменном обмундировании представительство органов прокуратуры при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в судах, а также в других случаях официального представительства, в том числе в органах представительной и исполнительной власти, на приеме граждан, на встречах с населением, во время телевизионных и иных публичных выступлений перед массовой аудиторией. Несоблюдение указанных требований расценивается как грубое нарушение служебных обязанностей, по каждому факту которого проводится служебная проверка. Если стаж трудовой деятельности прокурорского работника в органах прокуратуры РФ составляет не менее 20 лет за ним сохраняется право на. ношение форменного обмундирования В случаях увольнения из прокуратуры лиц за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, либо лишения классного чина по приговору суда право на ношение форменного обмундирования не сохраняется.
|
|
9.4. Меры поощрение, дисциплинарная, уголовная и административная ответственность прокурорских работников.
О мерах поощрения прокурорских работников указывается в ст. 41.6 Закона о прокуратуре РФ, в соответствии с которой прокурорские работники поощряются за: примерное исполнение работниками своих профессиональных обязанностей; продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры; выполнение заданий особой важности и сложности.
Действующим Законом о прокуратуре РФ установлены следующие виды поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; награждение подарком; награждение ценным подарком; награждение именным оружием; присвоение классного чина досрочно или на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами. Приказом Генерального прокурора РФ от 06.04.2007 N 393-к (ред. от 05.03.2015) "О наградах прокуратуры Российской Федерации" установлены следующие награды прокуратуры Российской Федерации; знак отличия "За верность закону», медали "За взаимодействие", и «Ветеран прокуратуры".
|
|
В соответствии с п. 3 ст. 41.6 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе устанавливать дополнительные виды поощрений. Отдельными видами поощрения являются награждения прокурорских работников нагрудными знаками. Порядок и условия награждения нагрудными знаками «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются в соответствующих Положениях, утверждаемых Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор РФ может применять все вышеуказанные поощрения к лицам, не являющимся работниками органов и учреждений прокуратуры, но оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры.
Статья 41.7 Закона о прокуратуре устанавливает Основания для наложения дисциплинарного взыскания, а также особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирован ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ». Основанием для привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Законом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
Дисциплинарные взыскания могут налагать лишь руководители прокурор обладающих данным полномочием. Объем указанных полномочий зависит от статуса прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме и в отношении любого из работников прокуратуры. Кроме того, согласно приказу Генерального прокурора РФ от 6 августа 2002 г. № 48 (в ред. от 27 апреля 2009 г.) «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых иных сферах» он определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников. Так, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры, директоры (ректоры) научных и образовательных учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры.
Прокуроры первичного звена прокурорской системы вправе налагать дисциплинарные взыскания лишь на тех подчиненных работников которых они полномочны назначать на должность.
В соответствии с действующим законодательством дисциплинарное взыскание на прокурорского работника и работника прокуратуры налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске (в этот период на него не может быть наложено дисциплинарное взыскание); не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения.
Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть временно, (но не более чем на один месяц, до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания) отстранен от должности с сохранением денежного содержания. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Порядок наложения дисциплинарного взыскания соответствует общим правилам, действующего трудового законодательства (ст. 193 Трудового кодекса РФ) и может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Поскольку прокуроры являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой государства, для них определен специальный порядок привлечения к уголовной и административной ответственности.[13] Проверка сообщения о факте правонарушения допущенного прокурорским работником является исключительной прерогативой органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся СК России в порядке, установленном УПК РФ.
Задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого транспорта допускается лишь в двух случаях: во-первых, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (например, личный досмотр и досмотр багажа на воздушном транспорте, таможенный досмотр); во-вторых, когда прокурор или следователь задержан при совершении преступления.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела они отстраняются от должности. Это делается прежде всего в целях обеспечения условий объективного разбирательства, нейтрализации возможного воздействия данного прокурорского работника на ход и результаты расследования. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Производство по уголовному делу в отношении прокурора осуществляется в особом порядке, предусмотренном гл. 52 УПК РФ. Порядок привлечения прокуроров к административной ответственности, исходить из общих положений порядка привлечения к административной ответственности, но с учетом особенности правового статуса прокуратуры (проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, в соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре является исключительной компетенцией органов прокуратуры). Порядок разрешения вопросов связанных с привлечением прокуроров к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения регламентирован ведомственным информационным письмом Генеральной прокуратуры.[14]