Познавательной сферы учащихся»
Для 2 класса адаптированного обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У детей с ТО в 1 классе (2 год обучения) продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.
Сущность нарушения психического развития состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
Внимательное изучение таких учащихся показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.
|
|
Настоящая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
2. Цели и задачи:
· способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
· выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
· развивать и корректировать психические функции обучающихся;
· развивать способность обучающихся к обобщениям;
· развивать у нерешительных обучающихся способность бороться с проявлениями нерешительности и неуверенности;
· развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
· снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
· создавать ситуацию успеха;
· корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
· изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
· формировать адекватное поведение обучающихся;
· формировать учебные мотивы обучающихся;
· формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
· проводить диагностику способностей обучающихся;
· анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
По развитию познавательной деятельности
|
|
для 1 класса (2 год обучения) на 2019-2020 учебный год
I четверть (9 часов) | |||||
№ | Дата | Тема | Количество часов | ||
1. | Диагностика уровня развития памяти и мышления. Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия. Исследование школьной мотивации учащихся. | 1 | |||
2. | Выявление уровня развития памяти и мышления. Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего», «Оценка уровня школьной мотивации» Выявлениеуровня развития внимания, воображения и восприятия. Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку» | 2 | |||
3. | Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь» Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления. Упражнения на развитие психических процессов: «Куда ускакал зайчик?», «Полянки» Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений. Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно», «Летает – не летает» | 3 | |||
4. | Развитие мышления, вербальной памяти. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы» Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти. Упражнения на развитие психических процессов: «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделай бусы», «Вырежи фигурки» Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления. Упражнения на развитие психических процессов: «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?» | 3 | |||
II четверть (7 часов) | |||||
5. | Развитие мышления, точности, произвольных движений. Упражнения на развитие психических процессов: «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки» Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» | 2 | |||
6. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра» Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы. Упражнения на развитие психических процессов: «Графический диктант», «Поиск общего» Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Полянки», «Заселение дома» | 3 | |||
7. | Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрась фигуры», «Заполни рисунки» Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти. Упражнения на развитие психических процессов: «Шарики в трубочке», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь» | 2 | |||
III четверть (10 часов) | |||||
8. | Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки» Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения. Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес» | 2 | |||
9. | Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие» Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат» | 2 | |||
10. | Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти. Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка» Развитие произвольного внимания, мышления. Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый» | 2 | |||
11. | Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур» Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы. Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка» | 2 | |||
12. | Развитие мышления, осязательных ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки» Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы. Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Цветовая угадайка», «Зеваки» | 2 | |||
IV четверть (8 часов)
| |||||
13. | Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие» Развитие мышления и осязательных ощущений. Упражнения на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Найди фигуры», «Тяжелые коробочки» | 2 | |||
14. | Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы. Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри» Развитие мышления и зрительного восприятия формы. Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего» | 2 | |||
15. | Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа. Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится чайник?» | 2 | |||
16. | Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия. Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия. Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку» Исследование школьной мотивации. Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации. | 2 |
|
|