Убеждённость в перерождении нужна для понимания кармы

Введение

Сегодня вечером мы поговорим о перерождении. Важно признать, что идея перерождения играет в буддизме важнейшую роль. Рассмотрим, почему это так.

Важность перерождения в контексте ламрима

В учении ламрима говорится о трёх уровнях мотивации на пути:

1. Первый уровень мотивации – стремление к благоприятному перерождению. Если мы не верим, что перерождение существует, зачем нам стремиться к лучшему перерождению? Это бессмысленно.

2. На втором уровне мы стремимся к освобождению. К освобождению от чего? От вынужденного круговорота перерождений. Поэтому, если мы не верим в перерождение, с чего бы нам хотеть от него освободиться? Это вообще не было бы для нас проблемой.

3. На продвинутом уровне мотивации мы стремимся стать буддой, чтобы иметь возможность помочь всем остальным преодолеть неуправляемый круговорот перерождений, освободиться. Именно так об этом говорится в учении. И здесь мы не захотели бы помогать всем освобождаться, если бы не верили в перерождения.

Однако многие люди склонны практиковать Дхарму-лайт (по аналогии с кока-колой-лайт) и их уровни мотивации оказываются «разбавленными»:

1. Вместо устремления к благоприятному перерождению, мы просто хотим улучшить свои дела в этой жизни.

2. Вместо освобождения от неуправляемого круговорота перерождений – просто освободиться от всех сложностей, которые у нас есть в этой жизни.

3. А просветление нужно не для того, чтобы освободить остальных от вынужденного круговорота перерождений, а чтобы освободить их от проблем этой жизни.

Такова Дхарма-лайт. Некоторые предпочитают именно её, но это не «настоящая Дхарма». И хотя Дхарма-лайт может нам помочь – практика, в которой не думаешь о перерождении, может принести пользу, – она напоминает психотерапию. Мы пытаемся улучшить дела этой жизни и не иметь проблем. А за психотерапией следует социальная работа: мы помогаем другим избавиться от проблем этой жизни. И это хорошо. В буддизме много практичных советов, которые пригодятся для психотерапии и при подготовке к социальное работе, но, думаю, так можно недооценить буддизм. Буддизм – гораздо более глубокое учение.

Убеждённость в перерождении нужна для осознания важности драгоценной человеческой жизни

Итак, нам нужно понять, почему так важно работать над собой с точки зрения перерождения. Во-первых, зачем нам более благоприятное перерождение? В буддизме не говорится о перерождении в раю, где всё будет прекрасно и мы обретём вечное счастье. С буддийской точки зрения цель обретения лучшего перерождения не в этом. Скорее, мы работаем над собой, чтобы развиваться – преодолевать наши проблемы и заблуждения, раскрывать наш потенциал – а это очень долгий процесс. Вероятно, мы не завершим это дело в текущей жизни, но мы хотим его продолжить. Это не соревнование, и мы не просто хотим узнать, сколько мы сможем пробежать, прежде чем упадём замертво. Мы хотим достичь цели. Победит ли тот, кто, перед тем как свалиться, пробежит дальше остальных? На самом деле всё обстоит не так. Мы хотим двигаться к конечной цели и, если не успеем в этой жизни, хотим получить перерождение с благоприятными условиями для продолжения. Итак, чтобы обрести надежду на достижимость наших целей, очень важно мыслить в категориях перерождения, потому что, вероятно, нам понадобится очень много жизней.

К тому же, практикуя тантру, мы стремимся обрести просветление уже в этой жизни, и многие предпочитают тантру, потому что думают: «Ну, здесь не говорится о перерождении. Нет нужды о нём думать, потому что мы достигнем всего уже в этой жизни». Но опять же, есть вероятность, что мы не достигнем просветления в этой жизни – это происходит крайне редко, – и поэтому мы также хотим иметь возможность продолжить работу и, опять же, стремимся к благоприятным перерождениям. А если рассмотреть методы высшего класса тантры, там мы работаем над очищением процесса смерти, бардо и нового рождения (бардо – это промежуточное состояние между смертью и рождением). Есть очень подробный анализ того, как это работает. Мы имитируем процесс смерти, бардо и нового рождения. Итак, если мы на самом деле не верим, что есть перерождение, то зачем практиковать очищение смерти, бардо и перерождения? Чем мы вообще занимаемся? Без убеждённости в перерождении вся практика тантры превращается в игру.

Убеждённость в перерождении нужна для понимания кармы

Следующий аргумент в пользу мышления в категориях перерождения касается правильного понимания кармы. Во-первых, нам нужно думать о благоприятных перерождениях, чтобы суметь продолжить путь, если мы не закончим его в этой жизни. А второй аргумент – это нужно для понимания кармы, потому что многие наши действия не созревают в этой жизни. Пример, который мы разбирали в прошлый раз: мы очень старательно делаем практику, каждый день медитируем, делаем простирания и так далее, а потом умираем от рака. Можно глубоко разочароваться, если ожидать, что все действия обязательно принесут плоды в этой жизни. Мы смотрим на взяточника-госслужащего, который всех обманывает, сказочно богатеет, избегает правосудия, крайне богат и могуществен всю свою жизнь. Но как же карма? Тут необязательно должен быть чиновник, может быть и бизнесмен.

Некоторые из наших действий могут принести плоды уже в этой жизни, особенно если они были совершены с невероятно мощной мотивацией. Но большинство действий, как положительных, так и отрицательных, созреет в будущих жизнях. Основная масса происходящего с нами в этой жизни – результат действий, совершённых в прошлых жизнях, а не в этой. Но я хотел бы это уточнить. Например, в этой жизни мы строим дом, а потом живём в нём – это результат строительства дома. Не стоит думать, что причинно-следственная связь вообще не работает в рамках одной жизни. Однако можно сильно стараться, получить прекрасное высшее образование, а потом не найти работу. Так что закон причины и следствия не подразумевает, что, получив хорошее образование, вы получите и работу. Устроитесь ли вы на работу – зависит от множества кармических предпосылок из прошлых жизней.

Итак, чтобы понимать карму, причины и следствия, очень важно мыслить с точки зрения перерождения. Это не просто полезно, а совершенно необходимо. Иначе нет никакого смысла обсуждать причины и следствия нашего поведения. Иначе у нас был бы совсем другой взгляд на происходящее. Допустим, вы учились в университете, а потом нашли или не нашли работу. А от чего это зависело? Либо от удачи, либо от воли Бога. В буддизме говорится, что оба этих варианта проблематичны. Перерождение и прошлые жизни – единственное объяснение, которое не просто имеет смысл, но и позволяет нам влиять на своё будущее. Это важно. Вы можете жить, думая, что всё держится только на удаче или на Божьей воле. Конечно, во многих обществах так и думают. Я не говорю, что это невозможно. Но это не оставляет большой возможности принимать на себя ответственность за происходящее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: