Убеждённость в перерождении нужна для того, чтобы открыть своё сердце всем живым существам

Следующая причина важности перерождения касается медитации на развитие любви и сострадания, начиная с осознания, что каждое существо было нашей матерью в предыдущих жизнях (проще говоря, с восприятия всех своими матерями).

● Согласно полной версии Дхармы, все они были нашими матерями в прошлых жизнях.

● По версии Дхармы-лайт, кто угодно мог бы пригласить нас к себе домой, проявить к нам доброту, приютить и кормить, как мать, – любой человек в этой комнате, любой человек с улицы, любой мог бы так себя повести.

Версия Дхармы-лайт очень полезна и показывает, что все могут быть добрыми к нам и мы тоже можем быть добрыми к другим. Мы можем пригласить кого угодно в свой дом и накормить. Согласны? Это открывает наше сердце другим, как минимум людям. Но даже среди людей мы в основном принимаем во внимание взрослых. Мы вряд ли сочтём возможным, что младенец мог бы нас приютить, кормить и заботиться о нас, что он мог бы поступать по-матерински. А вот значительное ограничение: как насчёт тараканов? Можете ли вы увидеть в таракане свою мать, которая может дать вам дом и пищу, и могли бы вы сами стать матерью этого таракана, пустить его к себе домой, дать ему уютное место для сна и еду? Не получается, да? Это Дхарма-лайт, здесь её минус. И хотя нет необходимости совсем отказываться от Дхармы-лайт, она крайне ограничена и не приближает нас к реальному горизонту буддийского воззрения – открыть сердце всем живым существам, а не только взрослым людям.

Убеждённость в перерождении нужна для беспристрастия

Далее, если мыслить в рамках этой жизни, мы склонны отождествлять себя со своим положением: я молод, я стар, я мужчина, я женщина, я мексиканец, я немец, я африканец. Мы склонны отождествляться со своей ситуацией, и нам не так легко сопереживать тем, чьи обстоятельства отличаются. Мы часто думаем: «По-настоящему близко я могу общаться только с другими мексиканцами или с людьми моей веры», «Мне легче сходиться с людьми того же возраста или того же пола». Совершенно неудивительно, что люди так думают.

Но принимая во внимание перерождения, мы уже побывали во всех возрастах: когда-то мы были молоды, когда-то были пожилыми. Мы уже были и мужчинами, и женщинами разных национальностей, бывали в других формах жизни – не всегда человеческих. Благодаря гораздо более широкому представлению о себе, нам намного легче развивать сострадание к тем, кто находится в ситуациях, отличных от нашей нынешней. Мы больше не определяем себя строго через то, что мы есть сейчас, считая это нашей плотной идентичностью. То, что мы рождались в разнообразных формах жизни, помогает нам понять учения о пустотности – об отсутствии плотной, постоянной идентичности.

Убеждённость в перерождении нужна для понимания природы ума

Следующий пункт наших размышлений о перерождении касается безначальности ума. Для понимания того, что такое ум, в чём его причина, и для понимания пустотности ума (того, что он не существует невозможным образом), нам нужно понимать концепцию перерождения. Если думать, что ум существует только одну жизнь, возникает проблема, связанная с причиной его существования. А это отражается на понимании пустотности, способа существования ума.

По всем этим многочисленным причинам понимать буддийское объяснение перерождений действительно необходимо для полного понимания буддизма, несмотря на то что на Западе некоторые преподают Дхарму-лайт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: