Развитие убеждённости в перерождении

Осознание истинного смысла, который буддизм вкладывает в понятие перерождения, – это ключ к пониманию всех остальных тем. Всё основано именно на этом. Сначала важно быть непредвзятыми в отношении этой темы. Нужно признать важность перерождения и без предубеждений стремиться разобраться в этой теме. Затем мы развиваем интеллектуальное понимание перерождения, но не останавливаемся на этом: нам необходимо глубинное понимание и убеждённость. Мы продвигаемся от интеллектуального понимания и убеждённости к глубинному пониманию и убеждённости.

Чем отличаются интеллектуальный и глубинный уровни? Это западные категории мышления, в буддизме их не используют. В западном мировоззрении ум и эмоции сильно отличаются, и поэтому мы действительно ощущаем разницу между интеллектуальным и эмоциональным пониманием или убеждённостью.

А как рассматривают этот вопрос в буддизме? Это подскажет нам, как прийти от интеллектуального уровня к глубинному. Разница между этими двумя уровнями не такая же, как между концептуальным и неконцептуальным пониманием. Концептуально мы познаём объект с помощью идеи о нём. «Неконцептуально» означает, что для восприятия объекта нам нет необходимости использовать идеи. Здесь нет ничего общего с разницей между интеллектом и глубинным чувством. Очевидно, что глубинное чувство может опираться на идею о том, что такое перерождение.

Когда мы основательно изучим тему перерождения, поймём её и приучим себя к ней с помощью медитации, то станем автоматически, спонтанно использовать этот образ мышления. Мы будем воспринимать себя и других как индивидуальные потоки познания, а не просто как женщин, мужчин, тараканов и так далее. Это будет происходить спонтанно в силу привыкания. Мы не просто будем видеть всех таким образом: они будут сами так выглядеть – люди и другие существа. Но не в том смысле, что они будут выглядеть так со своей стороны – они просто будут такими казаться. Как говорят на Западе, они возникают в нашем сознании. Но ум – это не вещь, которая заставляет их так выглядеть, просто в процессе их познания будут автоматически возникать именно такие видимости.

Что это означает? Что мы описываем? Мы говорим о чувстве перерождения, которое появляется автоматически, – чувство, что существо перед нами – это индивидуальный и субъективный поток познания. На словах выходит сложно. Но это ощущение возникает само по себе, как часть восприятия. А если всё не предстаёт перед вами таким образом автоматически, значит, вы пользуетесь интеллектуальными пониманием и убеждённостью (сначала идёт интеллектуальное понимание, а на его основе вы развиваете интеллектуальную убеждённость). Если это происходит спонтанно, то это глубинная убеждённость (вы ощущаете, что всё так и есть).

Переход от интеллектуального понимания и убеждённости к глубинным не произойдёт по волшебству. Переход от концептуального познания к неконцептуальному не означает, что вы просто перестаёте думать, включаете интуицию и входите в какое-то чудесное состояние, где просто всё ощущаете. Переход с интеллектуального уровня на глубинный – просто результат привыкания видеть вещи таким образом, с убеждённостью, которая достигается медитацией. Медитировать – значит тренироваться постоянно воспринимать вещи таким образом.

Ничего страшного, если у вас есть только интеллектуальное понимание. Это отлично. Не беспокойтесь об этом. Многие люди жалуются: «Я это понимаю только интеллектуально». На самом деле это уже огромное достижение. Вам нужно медитировать, привыкать к такому способу мировосприятия снова и снова. Не просто сидеть в медитации, а видеть прохожих, соседей, тараканов, всех. Благодаря постоянному повторению вы начнёте видеть живых существ таким образом и у вас будет соответствующее ощущение.

Возможно, вы задумались: «А не промывают ли мне мозги?» Ответить придётся: «Да, техника промывания мозгов с помощью коммунистической пропаганды ничем не отличается от буддийской пропаганды». Если всю свою жизнь вы видели коммунистическую пропаганду и поверили в неё, то и вправду чувствуете, что Тибет – часть Китая. Вы так ощущаете. Однако не говорите: «Раз у меня внутреннее ощущение, интуиция, значит, это правда». Это неверно. Есть большая разница между буддийским и коммунистическим промыванием мозгов.

Помните, мы обсуждали разницу между заблуждением и пониманием?

● Если проанализировать правильное понимание, оно доказательно и надёжно. Исследуя его, мы всё больше убеждаемся в его достоверности и способности приносить счастье нам и другим.

● Чем глубже мы анализируем заблуждение, тем становится очевиднее, что оно ненадёжно и недостоверно. Мышление, основанное на заблуждении, приносит проблемы и страдание и нам, и другим.

Вот чем отличаются буддийское и коммунистическое промывание мозгов. Через привыкание можно развить глубинное чувство и понимание чего угодно, но сначала следует очень тщательно изучить то, в чём вы хотите развивать убеждённость. Кроме того, идеологическая обработка в коммунистическом Китае идёт извне – это не ваша личная мотивация. Буддисты мотивируют себя сами, опираясь на понимание и сострадание. С этой точки зрения она также сильно отличается от коммунистической промывки мозгов.

Поэтому понимание перерождения и развитие убеждённости в нём – это не вредное промывание мозгов, в котором вас заставляют быть хорошими детишками, говоря вам, что тогда вы попадёте в рай, а иначе – в ад. Это другой вид промывания мозгов. Он опирается на осознание важности перерождения, правильного понимания буддийского учения о перерождении и на убеждённость в его достоверности. Мы понимаем преимущества видения и чувствования мира с точки зрения кармы, сострадания ко всем, освобождения и так далее. На этой основе мы вырабатываем у себя привычку – это и есть медитация. Это не промывание мозгов, в плохом смысле, а процесс привыкания. Вы мотивируете себя самостоятельно на основе сострадания, видя преимущества, которые даёт медитация. Когда мы поймём и глубоко прочувствуем смысл перерождения, станет возможна работа по освобождению потока ума от заблуждения, кармических потенциалов и всего прочего. И в конце концов наше индивидуальное и субъективное познание станет свободно от страдания, потому что оно будет свободно от причины страдания – от заблуждения. Мы будем всё воспринимать, испытывая счастье, и в наших силах будет привести других к такому же состоянию.

Спасибо вам.

Безусловно, здесь есть, над чем поразмыслить. Я надеюсь, что такая обзорная лекция дала вам более чёткое представление о том, как подступиться к этой теме. И если вы уйдёте отсюда хотя бы с ощущением: «Да, перерождение в буддизме важно. Мне не нужна только Дхарма-лайт, я хочу настоящей Дхармы», если с таким осознаванием и с большим интересом вы будете работать над материалом, это будет очень полезно для вас, поскольку тема действительно основополагающая. Говоря о перерождении, мы не говорим о чём-то загадочном. Это вполне логично, разумно. Это непросто, но понять это возможно. Развитие такого глубинного ощущения реально достижимо. Оно не зависит от удачи или чего-то подобного. Потому что есть проверенные методы его достижения. И это не будет походить на «аллилуйя, я уверовал».

Вопросы и ответы

Какие у вас вопросы?

Участник: Какова роль памяти в этом процессе?

Алекс: Память продолжается из жизни в жизнь подобно тому, как продолжаются привычки, а также тому, как воспоминания продолжаются в рамках одной жизни. Процесс тот же самый. В рамках одной жизни или из жизни в жизнь механизм континуума воспоминаний и привычек один и тот же.

Воспоминания и привычки – это не маленькие штучки у нас в голове. Они существуют благодаря умственному обозначению. Это условный способ упорядочить повторяющиеся сценарии похожих событий. Я пил кофе позавчера утром, вчера утром, сегодня утром. Как организовать эти похожие события в один паттерн? Мы говорим: «Это привычка пить кофе по утрам». Такая привычка действительно существует, но лишь как способ упорядочить и дать обозначение. Однако это не просто слово «привычка».

Допустим, три дня назад вы мне что-то сказали. Я размышлял об этом позавчера, вчера и сегодня. Как нам упорядочить и истолковать эти похожие события? Мы можем сказать: «Есть воспоминание об этом». Но воспоминание – не предмет в голове, который выскакивает, как кукушка из часов. Это привычка повторять однотипные мысли, чувства и так далее – на любом уровне. Итак, воспоминания продолжаются вместе с потоком познания, как и привычки, не являясь присущей частью континуума.

Участник: Когда мы умираем и пропадает основа, на которую опирался поток ума, что мешает этому потоку смешаться с чужими потоками?

Алекс: Поток ума теряет грубую физическую основу, но остаётся тонкая основа – тончайшая энергия, которая и поддерживает индивидуальность.

Закончим посвящением. Пусть то понимание, которое мы обрели, пусть даже оно оказалось очень незначительным, углубится и породит больший интерес, более сильное намерение по-настоящему разобраться в этой теме, так что в конце концов мы добьёмся правильного и глубинного понимания перерождения, а также убеждённости в нём. Пусть эта убеждённость станет частью всего нашего мировосприятия и мироощущения, чтобы мы смогли воспользоваться её преимуществами сами и приносить пользу другим.

Спасибо вам большое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: