Условия реализации программы

Занятия проходят в кабинете, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет имеет следующее материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, что позволяет использовать для занятий презентации.Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экспериментальная химия» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Педагогические работники проходят не реже одного раза в три года повышение квалификации.

Оценочные материалы

Результативность освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экспериментальная химия» оценивается путем непосредственных наблюдений за его учащимися, индивидуального опроса, устной проверки знаний и мыслительных умений, тестирования, письменного самоконтроля, контроля выполнения самостоятельных работ.

Основными формами контроля являются:

-Текущий контроль

-Итоговый контроль Методические материалы

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. 

При реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экспериментальная химия» педагог использует следующие формы организации занятий: лекция, мини-лекция, объяснение, беседа, практическая работа, работа в парах, игра. Все занятия направлены на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале. 

Список используемой литературы:

Литература для учителя:

1.    Артюнин A.M., Державин Л. М. Краткий справочник по удобрениям. -М.: Колос, 1984.

2.    Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М.: Химия, 1979.

3.    Белин В.Ф. Ваш город (маленькая энциклопедия). - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.

4.    Войтович В.А., Афанасьева А.Х. Химия в быту. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.

5.    Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание, 1980.

6.    Габрелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя «Химия. 11 класс». Ч. 2. - М.: Дрофа, 2003.

7.    Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1985.

8.    Крикнин Н.Я. и др. Ваш сад. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1988.

9.    Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: Аркти, 2002.

10.  Мусская И.А. Домоводство. - Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.

11.  Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. - М.: Просвещение, 1984.

12.  Шепелев A.M. Как построить сельский дом. - М.: Россельхозиздат, 1984.

13.  Шепелев A.M. Ремонт квартиры своими руками. - М.: Московский рабочий, 1979.

14.  Юдин A.M. Химия для вас. - М.: Химия, 1984.

15.  Юдин A.M., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1976.

Литература для учащегося:

16.  Габрелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003.

17.  Габрелян. О.С, Лысов Г.Г. Химия. 11 класс. - М.: Дрофа, 2001-2003

18.  Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия К., 2000.

19.  Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992.

20.  Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. - Л.: Наука, 1982.

21.  Ольгин О.М. Опыты без взрывов. -М.: Химия, 1986.

22.  Смирнов Ю.Н. Мир химии. - СПб.: МиМ-Эксперс, 1995.

23.  Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984.

 Цель курса: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни посредством практических и расчётных задач.

Задачи курса:

    научить учащихся правильно и рационально использовать химические вещества;

    развивать познавательные, мыслительные способности;

    совершенствовать экспериментальные умения;

    научить учащихся применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

    Курс рассчитан на 34 часа(1ч. в неделю)

                                                                                             Требования к результатам обучения

После изучения курса «Химия в нашей жизни» учащиеся должны:

§ уметь правильно и рационально использовать химические вещества;

§ знать состав и химическое происхождение химических веществ;

§ уметь правильно выводить пятна различного происхождения с одежды, а также правильно подбирать СМС;

§ уметь готовить растворы удобрений и средств защиты растений;

§ уметь подбирать зубные пасты, щётки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года;

§ понимать значение химических элементов и веществ в организме человека;

§ знать состав мыла и СМС, причины жёсткости воды и образование накипи, способы умягчения воды;

§ уметь решать задачи на вычисление массы, объёма, массовой доли вещества;

§ понимать важность значение химических веществ в нашей жизни;

§ уметь пользоваться разрыхлителями, готовить лимонад в домашних условиях.

§ Требования к результатам обучения

§ После изучения курса учащиеся должны:

§ уметь правильно и рационально использовать химические вещества;

§ знать состав и химическое происхождение химических веществ;

§ уметь правильно выводить пятна различного происхождения с одежды, а также правильно подбирать СМС;

§ уметь готовить растворы удобрений и средств защиты растений;

§ уметь подбирать зубные пасты, щётки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года;

§ понимать значение химических элементов и веществ в организме человека;

§ знать состав мыла и СМС, причины жёсткости воды и образование накипи, способы умягчения воды;

§ уметь решать задачи на вычисление массы, объёма, массовой доли вещества;

§ понимать важность значение химических веществ в нашей жизни;

§ уметь пользоваться разрыхлителями, готовить лимонад в домашних условиях.

 Содержание программы

§ Тема №1. Введение.

§ Техника безопасности и охрана окружающей среды. (1 ч)

§ Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, бытовой газ, уксусная кислота, перманганат калия, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.д.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

§ Основные термины: яды и противоядия. Первая медицинская помощь, класс опасности.

§ Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой помощи.

§ Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.

§ Литература: (9,14).

§ Тема №2. Химия в жизни (7 ч.)

§ Химические вещества в нашей жизни. Значение воды. Круговорот воды в природе. Поваренная соль и ее значение. Производство спичек. Бумаги, стекла.

§ Основные термины: дистиллированная вода, кристаллы, хлорид натрия, красный и белый фосфор.

§ Учащиеся должны уметь: получать дистиллированную воду, выращивать кристаллы.

§ Учащиеся должны знать: технику получения дистиллированной воды, выращивания кристаллов.

§ Лабораторный опыт № 1. Получение дистиллированной воды.

§ Лабораторный опыт № 2. Выращивание кристаллов поваренной соли.

§ Практическая работа № 1. Загрязнение и очистка поваренной соли.

§  Тема №3. Скорая химическая помощь (химчистка на дому) (2ч).

§ Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Пятен от ягод и фруктов, овощей и соков. Пищевых продуктов, крови, красок и т.д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.

§ Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворитель, загрязнитель.

§ Учащиеся должны знать: технику выведения пятен различного происхождения. Приемы очистки мебели, одежды.

§ Учащиеся должны уметь: выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.

§ Практическая работа № 2. Выведение различных пятен (жирных, жвачки, ягод и т.д.).

§ Литература: (2, 4, 5, 7, 10,15.)

§ Тема №4. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода (5ч).

§ Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

§ Основные термины: мыло, СМС, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина.

§ Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.

§ Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.

§ Практическая работа № 3. Способы распознавания тканей и подбор СМС.

§ Практическая работа № 4. Способы умягчения воды и удаление накипи.

§ Литература: (2,5,15,19)

§ Тема №5. Будьте красивы (1ч).

§ Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж). Духи. Помада. Лаки.

§ Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель.

§ Учащиеся должны знать: назначение зубных паст. Порошков, макияжа.

§ Учащиеся должны уметь: подбирать зубные пасты. Щетки, подбирать цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.

§ Тема №6. Ремонт своими руками. (1ч)

§ Краски, лаки. Лакировочные материалы: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.

§ Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевка.

§ Учащиеся должны знать: назначение строительных химических средств (асбест, цемент, гипс, лаки, краски, клей).

§ Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать лаки, краски и колеры.

§ Демонстрация: образцы строительных материалов, лаков, красок.

§ Лабораторный опыт № 3. Склеить можно всё.

§ Литература: (5,11,12,13,19).

§ Тема №7. Химия и пища (3ч).

§ Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Искусственная пища.

§ Основные термины: денатурация, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар.

§ Учащиеся должны знать: состав белков, жиров. Углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения.

§ Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями. Готовить лимонад в домашних условиях.

§ Демонстрация: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности; разложение карбоната аммония; денатурация белка.

§ Практическая работа № 5: Гашение соды. Приготовление лимонада.

§ Литература: (16,17,22,23)

§ Тема № 8. Сад и огород (2ч).

§ Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями садов и огородов. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ.

§ Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, гербициды, инсектициды, стимуляторы роста и развития.

§ Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста.

§ Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, применять удобрения для внекорневых и коренных подкормок, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.

§ Демонстрация: коллекция «Удобрения», образцы стимуляторов роста и развития, гербицидов и инсектицидов.

§ Практическая работа № 6. Приготовление растворов удобрений и средств защиты растений.

§ Литература: [1,3,8,17].

§ Тема № 9. Химические вещества в организме человека (2ч).

§ Микро- и макроэлементы в составе человеческого организма. Значение витаминов.

§ Основные термины: микроэлементы, макроэлементы, витамины.

§ Учащиеся должны знать: каково значение микро- и макроэлементов, витаминов для здоровья человека.

§ Учащиеся должны уметь: различать микро- и макроэлементы, уметь определять наличие витаминов в продуктах питания.

§ Литература: [14].

§

§ Тема №10. Химия и медицина (3ч).

§ Лекарства. Яды и антидоты. Разнообразие лекарственных средств.

§ Основные термины: яды, антидоты, лекарства.

§ Учащиеся должны знать: о разнообразии лекарственных средств, вредных веществах в доме и правилах обращения сними.

§ Учащиеся должны уметь: правильно обращаться с лекарствами, ядовитыми и вредными веществами.

§ Литература (2,20,23)

§ Лабораторный опыт № 4. Распознавание волокон.

§ Тема №11. Препараты бытовой химии в нашем доме (4ч).

§ Назначение кислот, щелочей и солей в нашем доме. Использование различных растворителей. Минералы у нас дома. Полимеры и волокна.

§ Основные термины: волокна, кислоты, щелочи, полимеры, соли.

§ Учащиеся должны знать: правила обращения с кислотами, щелочами и солями.

§ Учащиеся должны уметь: распознавать различные виды волокон с помощью реактивов.

§ Литература (5,14, 15,19).

§ Тема №12. Химические задачи в нашей жизни (2ч).

§ Решение задач по неорганической химии.

§ Основные термины: масса вещества, объем вещества, массовая доля вещества, количество вещества.

§ Учащиеся должны знать: формулы, по которым вычисляются масса, объем, массовая доля вещества.

§ Учащиеся должны уметь: вычислять массу, объем, количество, и массовую долю вещества.

§ Литература (11,16,23).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: