Краски, лаки. Лакировочные материалы: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.
Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевка.
Учащиеся должны знать: назначение строительных химических средств (асбест, цемент, гипс, лаки, краски, клей).
Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать лаки, краски и колеры.
Демонстрация: образцы строительных материалов, лаков, красок.
Лабораторный опыт № 3. Склеить можно всё.
Литература: (5,11,12,13,19).
Тема №7. Химия и пища (3ч).
Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Искусственная пища.
Основные термины: денатурация, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар.
Учащиеся должны знать: состав белков, жиров. Углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения.
Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями. Готовить лимонад в домашних условиях.
|
|
Демонстрация: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности; разложение карбоната аммония; денатурация белка.
Практическая работа № 5: Гашение соды. Приготовление лимонада.
Литература: (16,17,22,23)
Тема № 8. Сад и огород (2ч).
Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями садов и огородов. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ.
Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, гербициды, инсектициды, стимуляторы роста и развития.
Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста.
Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, применять удобрения для внекорневых и коренных подкормок, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.
Демонстрация: коллекция «Удобрения», образцы стимуляторов роста и развития, гербицидов и инсектицидов.
Практическая работа № 6.Приготовление растворов удобрений и средств защиты растений.
Литература: [1,3,8,17].
Тема № 9. Химические вещества в организме человека (2ч).
Микро- и макроэлементы в составе человеческого организма. Значение витаминов.
Основные термины: микроэлементы, макроэлементы, витамины.
Учащиеся должны знать: каково значение микро- и макроэлементов, витаминов для здоровья человека.
|
|
Учащиеся должны уметь: различать микро- и макроэлементы, уметь определять наличие витаминов в продуктах питания.
Литература: [14, 24].
Тема №10. Химия и медицина (3ч).
Лекарства. Яды и антидоты. Разнообразие лекарственных средств.
Основные термины: яды, антидоты, лекарства.
Учащиеся должны знать: о разнообразии лекарственных средств, вредных веществах в доме и правилах обращения сними.
Учащиеся должны уметь: правильно обращаться с лекарствами, ядовитыми и вредными веществами.
Литература ( 2,20,23 )
Лабораторный опыт № 4. Распознавание волокон.
Тема №11. Препараты бытовой химии в нашем доме (4ч).
Назначение кислот, щелочей и солей в нашем доме. Использование различных растворителей. Минералы у нас дома. Полимеры и волокна.
Основные термины: волокна, кислоты, щелочи, полимеры, соли.
Учащиеся должны знать: правила обращения с кислотами, щелочами и солями.
Учащиеся должны уметь: распознавать различные виды волокон с помощью реактивов.
Литература ( 5,14, 15,19 ).
Тема №12. Химические задачи в нашей жизни (2ч).
Решение задач по неорганической химии.
Основные термины: масса вещества, объем вещества, массовая доля вещества, количество вещества.
Учащиеся должны знать: формулы, по которым вычисляются масса, объем, массовая доля вещества.
Учащиеся должны уметь: вычислять массу, объем, количество, и массовую долю вещества.
Литература (11,16,23).
Литература для учителя:
1. Артюнин A.M., Державин Л. М. Краткий справочник по удобрениям. -М.: Колос, 1984.
2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М.: Химия, 1979.
3. Белин В.Ф. Ваш город (маленькая энциклопедия). - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.
4. Войтович В.А., Афанасьева А.Х. Химия в быту. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.
5. Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание, 1980.
6. Габрелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя «Химия. 11 класс». Ч. 2. - М.: Дрофа, 2003.
7. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1985.
8. Крикнин Н.Я. и др. Ваш сад. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1988.
9. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: Аркти, 2002.
10. Мусская И.А. Домоводство. - Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.
11. Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. - М.: Просвещение, 1984.
12. Шепелев A.M. Как построить сельский дом. - М.: Россельхозиздат, 1984.
13. Шепелев A.M. Ремонт квартиры своими руками. - М.: Московский рабочий, 1979.
14. Юдин A.M. Химия для вас. - М.: Химия, 1984.
15. Юдин A.M., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1976.
Литература для учащегося:
16. Габрелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003.
17. Габрелян. О.С, Лысов Г.Г. Химия. 11 класс. - М.: Дрофа, 2001-2003
18. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия К., 2000.
19. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992.
20. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. - Л.: Наука, 1982.
21. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. -М.: Химия, 1986.
22. Смирнов Ю.Н. Мир химии. - СПб.: МиМ-Эксперс, 1995.
23. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984.