Нарушения требований технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых

По данным Росприроднадзора владельцы 101 лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых из 104 нарушают требования технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых:

 

 "lit.

1)  Не построены и не введены в эксплуатацию очистные сооружения, производственная и ливневая канализация, единая система производственно­-противопожарного водоснабжения, система шахтного водоотлива; не установлено эффективное газоочистное оборудование.

2)  Не соблюдаются установленные проектными решениями объемы и технологии добычных работ, что приводит к нерациональному пользованию недрами, увеличению выбросов, сбросов, отходов и потерь полезного ископаемого.

3)  Не проводится рекультивация нарушенных земель, а отработанные горные выработки по завершению отработки месторождения не законсервированы и не ликвидированы, вследствие чего негативное воздействие на окружающую среду не прекращается, меняется характер проявлений вышеуказанных негативных процессов, некоторые процессы со временем активизируются.

4)  Ведется выборочная отработка лицензионного участка в границах горного отвода, не имеющего статуса уточненного (не включен в лицензию на недропользование).

Примечательно, что в 66 лицензионных соглашениях отсутствовали существенные условия и требования, являющиеся основанием для досрочного прекращения действия лицензии или условия лицензионных соглашений корректировались территориальными органами Роснедра по итогам проверки Росприроднадзора.

Бездействие представителей Ростехнадзора и Росприроднадзора в вопросах восстановления права на участие в рассмотрении  проектов разработки месторождений полезных ископаемых на стадии лицензирования

Согласно п. 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118 проектная документация по разработке месторождений полезных ископаемых до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).

Согласно п.6 этого положения в состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользоваию (Роснедра), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В нарушение указанного положения Приказом Роснедр от 25.10.2019 № 446 в целях оптимизации исполнения государственной функции по рассмотрению и согласованию проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых представители Росприроднадзора  исключены из состава Центральной Комиссии Роснедр по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр).

В протоколе заседания комиссии ЦКР-ТПИ Роснедр от 8.10.2019 г. № 230/19-стп по рассмотрению проектной документации «Технический проект разработки Сибиргинского и Томского каменноугольных месторождений. Отработка запасов угля в границах «Красногорского поля» и «Сорокинского поля» разреза «Красногорский». Дополнение № 2» (ООО «Мечел-Инжиниринг», 2019 г.) /13/, представленной ПАО «Южный Кузбасс» рассмотрение вопросов охраны окружающей среды свелось к упоминанию соответствия проектной документации положению и требованиям, утверждённым постановлением правительства от 3.03.2010 г. №118 и приказом Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». В заседании комиссии не участвовали представители Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Согласно п.34 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «Опрактике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»  (далее Постановление пленума ВС РФ от 25.12.2018 г.) часть нормативного правового актам, не соответствующая содержанию нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, может быть признана судом общей юрисдикции недействующей.

Согласно п.1 ст. 13 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, нам неизвестны инициативы представителей Ростехнадзора и Росприроднадзора о восстановлении своего права на участие в заседании комиссии ЦКР-ТПИ Роснедр для защиты прав населения на охрану окружающей среды и здоровья в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: