1.1. Общие правила поведения участников дорожного движения.
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
— знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
—помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
• Участникам дорожного движения запрещается:
—повреждать или загрязнять покрытие дорог;
—снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
1.2. Безопасность пешехода на дороге.
• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед.
• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение - это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
1.4. Переход проезжей части дороги.
• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход - подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Нельзя выбегать на дорогу.
• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно незаметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
1.5. Безопасность пассажира.
• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
• При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае.
• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Помните!
- В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
—ездить не держась за руль;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
—перевозить груз, который выступает более чем на 0,5м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
—двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на
дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного
движения.
1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов.
• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим
требованиям завода-изготовителя.
• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними
световыми приборами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Велосипед, как и любой другой вид транспорта, является источником опасности для водителей, пассажиров и окружающих. Прежде чем выехать велосипедисту на дорогу, ему нужно учесть ряд правил, которые помогут избежать аварий на дороге. Их мы и разберем. Для начала нужно проверить
техническую исправность транспортного средства, т.е. велосипеда. Если ваш железный друг исправен, ваша безопасность на дороге находится на уровне70%.
• Первыми нужно проверить тормоза, их работоспособность, и они должны быть отрегулированы.
• Затем руль, проверьте, насколько прочно он закреплен.
• Просмотрите колеса: целы ли спицы, не пропускают ли камеры воздух, целы ли покрышки.
• Потом – переключатели, их нужно отрегулировать.
• Цепь, каретка, втулки должны быть смазаны и работать без постороннего шума.
• И наконец, сиденье. Оно должно быть отрегулировано по анатомическому строению водителя.
Вся эта процедура не займет у Вас слишком много времени и особых знаний здесь не требуется, но если вы все же не знаете, как отрегулировать устройство – обратитесь в специальную мастерскую.
После того, как вы проверили техническую исправность велосипеда, стоит подумать и о специальной экипировке.
Существует специальная велоодежда. В ней Вам не будет холодно зимой, и Вы не сильно вспотеете летом, плюс еще ряд заметных преимуществ. Если же у Вас нет такой специальной одежды, не расстраивайтесь, одевайте что есть. Но при этом наденьте лучше что-то облегающее, чтобы не
развивалось по ветру и не зацепилось за посторонние предметы при движении на дороге.
Подберите лучше яркую одежду, например, оранжевую, красную, желтую. Чем ярче Ваша одежда, тем
больше вы заметны на дороге, и, соответственно, в большей безопасности. Если у вас при себе имеетсярюкзак, то и его следует подобрать яркого цвета.
В ночное время лучше, чтобы на Вас были специальные светоотражающие значки, с ними Вас легко увидят на дороге. Это же касается и рюкзака. Позаботьтесь о Ваших руках, наденьте велоперчатки.
Не стоит пренебрегать таким предметом безопасности, как шлем. Статистика знает много случаев, когда именно шлем спасал жизнь человеку при аварии. Так же есть еще ряд предметов, которые обезопасят Вас – это налокотники и наколенники. Можно взять и защиту от роликовых коньков, не обязательно брать специальные.
Обязательно следует взять с собой стандартные медицинские средства для оказания первой помощи, это зеленка, бинт, перекись водорода и йод. Отправляясь в путь на велосипеде, почитайте, как пользоваться этими медикаментами. Много времени у Вас это не займет, а вот жизнь, Вашу или чью-то, спасти сможет.
Для большей безопасности и ориентира на дороге, следует установить хотя бы одно зеркало заднего вида, слева. Так Вы будете видеть, что происходит у Вас за спиной. Если Вы пользуетесь велосипедом часто, то, скорее всего когда-нибудь Вам придется ехать на нем и ночью. Поэтому не поленитесь и
установите на транспортном средстве два фонаря, спереди – белого цвета, сзади – красного.
И последнее, для уверенной езды на дороге нужно знать правила дорожного движения, как вести себя и как следовало бы вести себя другим участникам движения. Дабы исключить непонимание на дороге, нужно точно знать, кто и как поведет себя в различных ситуациях на дороге. Тем более, нужно знать правила, чтобы в случае возникновения ДТП не платить за всех и вся, знать, кто что нарушил, и кто еще кому должен оплачивать ущерб.
В итоге, хотелось бы сказать: не экономьте время и средства на Вашей же безопасности, не спешите на дороге, внимательно смотрите что впереди Вас, объезжайте авто с запасом места и будьте осторожны.
Факторы, влияющие на безопасность велосипедиста
Исправность велосипеда.
Велосипед считается исправным, если у него эффективно и быстро работают тормоза, чётко переключаются передачи, все трущиеся узлы смазаны. Велосипед должен быть хорошо обтянут, аксессуары надёжно закреплены, чтобы исключить возможность блокировки колёс или зацепление за
предметы на дороге. Хорошая работа всех узлов позволит легко совершать необходимые манёвры.
Уверенность в техническом состоянии своего велосипеда позволит лучше сосредоточиться на дорожной обстановке и уверенно чувствовать себя в транспортном потоке.
Экипировка.
Шлем, кроме того, что выполняет свои непосредственные функции по защите головы, ещё и прибавляет
солидности. Велосипедист в шлеме более заметен и более уважаем водителями автомобилей за то, что побеспокоился о своей безопасности. Этот эффект ещё больше увеличивает специальная велоодежда ярких цветов.
Физическая подготовка.
Сила и выносливость велосипедиста напрямую влияют на скорость движения и способность её быстро набирать. Чем более его скорость приближена к скорости транспортного потока, тем безопасней езда.
На некоторых участках дороги велосипедисту необходимо "взорвавшись" быстро набрать скорость, а это напрямую зависит от физических данных и натренированности.
Также велосипедист должен иметь сильные руки, чтобы вести велосипед одной рукой во время обозначения своих манёвров и других моментов, когда в этом возникает необходимость.
Световое оснащение велосипеда.
Банальна фраза: во время движения в тёмное время суток или при плохой видимости велосипед обязательно должен иметь световые приборы, которые его обозначают и позволяют видеть дорожное полотно. От этого зависит ваше здоровье и жизнь.
Внимание и обзор.
Как и в случае с хорошим водителем автомобиля велосипедист должен быть предельно внимательным на дороге, перестраховываться и преугадывать ситуацию. Велосипедист в отличии от водителя менее защищён, а поэтому должен быть более внимательным. Незначительные для автомобиля опасности на дороге – выбоины, ямы, трещины в асфальте для велосипедиста представляют опасность.
Необходимо почаще крутить головой и держать в поле зрения двигающиеся и потенциально опасные объекты. Хорошо видеть боковым зрением имеет важное значение.
Психологическая устойчивость.
Если бояться проезжей части, то лучше вообще на неё не выезжать. На дороге надо вести себя уверенно, не шарахаться из стороны в сторону, поворачивать руль ровно настолько, чтобы разминуться
с опасностью или совершить манёвр. Велосипедист такой же участник дорожного движения и имеет такие же права и обязанности, как и другие. Об этом надо помнить и чувствовать себя уверенно. Если
все будут действовать так, то в скором времени можно переломать психологию водителей, чувствующими себя королями дороги. Европа и Америка через это тоже проходила и сейчас там другая
ситуация.
Опасности на дороге для велосипедистов.
Велосипедиста на дороге подстерегает большое количество различных помех, которые угрожают не
только здоровью, но и жизни. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся препятствия и помехи на дороге, представляющие опасность для велосипедистов.
Ямы и выбоины.
Самая банальная и наиболее частая опасность на наших дорогах. Здесь необходимо всегда быть начеку
– стараться издалека замечать ямы и заранее снижать скорость.
При интенсивном дорожном движении не делать резких маневров, чтобы не попасть под колёса автомобиля. Объезжать ямы надо плавным маневром, по возможности можно указать намерение сделать манёвр рукой.
Двигаясь в группе, указывать сзади движущимся велосипедистам на опасность. По небольшим ямам можно проехать прямо притормозив.
Особую опасность представляют узкие и глубокие ямы, выпиленые при ремонте дорог и не обозначенные соответствующими знаками. В этих местах необходимо быть особенно внимательным.
Мокрое дорожное полотно.
Во время дождя сцепление с асфальтом намного уменьшается. Особенно опасны первые минуты езды после начала дождя.
Кроме воды, уменьшающей сцепление, дождь разбавляет и смывает масляные пятна на асфальте, а также с самих автомобилей. На поворотах не заваливать сильно велосипед, стараться ехать более прямо.
Разметка дороги.
Когда разметка на дороге нанесена краской, то тут проблемы нет. Но бывает её наносят в виде выпуклости (особенно на второстепенных дорогах). Она может представлять опасность, особенно во время дождя. Пересекая её надо быть готовым, что колесо может соскользнуть. Надо избегать резких движений.
Трещины в асфальте.
Трещины в асфальте могут повредить покрышку и обод при попадании туда колеса велосипеда.
Наибольшую опасность представляют трещины параллельные движению велосипеда. Чтобы этого не произошло, проезжать их по возможности надо под более прямым углом.
Брусчатое покрытие.
При таком покрытии дороги быстро устают руки от напряжения и вибрации. Они при такой езде работают как амортизаторы.
Управлять велосипедом надо указывая ему общее направление, между булыжниками колесо велосипеда само находит дорогу.
Песок и гравий.
На больших скоростях двигаясь по песку или гравию велосипед может стать неуправляем, особенно на поворотах. Тем более, если покрышки имеют небольшой протектор. Здесь просто надо притормозить,
не срезать угол поворота и не лихачить на таких участках. На продолжительных участках с таким покрытием можно для лучшей проходимости подспустить колёса. Канализационные люки и решетки
По правилам дорожного движения велосипедисту рекомендуется двигаться как можно ближе к правой к обочине дороги. Но как раз там и располагают канализационные решетки и люки. Сливные решётки особенно опасны из-за широких отверстий, куда проскакивает колесо велосипеда.
Другие опасности.
На дороге всегда появляются различные вещи, представляющие опасность для велосипедистов. Это погибшие животные, выпавшие из автомобилей предметы, разлитое машинное масло и другие.
Как всегда надо быть бдительным и стараться заранее определить степень опасности, чтобы вовремя среагировать на неё.






