Термины и определения в научных исследованиях

Теория:

·

система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности (от латинского theoreo — рассматриваю);

·

учение, система идей или принципов (от греч. θεωρία — рассмотрение, исследование);

 

·

совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности;

·

совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

Исходные положения научной теории называются постулатами, или аксиомами.

Аксиома, постулат (от греч. αξίωμα — утверждение, положение):

·

это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории. Аксиомы очевидны без доказательства;

·

исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным, без требования доказательства и используемое в основе доказательства других ее положений;

·

исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств др. ее положений.

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (советский энциклопедический словарь);

система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (философский энциклопедический словарь)

.

Методология науки — учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм проведения исследований.

Методология в прикладном смысле— это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной научной дисциплины или предметной области.

Метод:

·

систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённого результата;

·

способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;

·

совокупность приемов или операций (шагов) для практического или теоретического освоения (познания) действительности. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.

Способ — набор вполне конкретных действий по реализации метода. Один и тот же метод может быть реализован несколькими различными последовательностями действий (способами).

Подход — совокупность однородных методов решения определённой задачи.

Методика:

·

это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования;

·

это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

Технология— (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Принцип (лат. principium, греч. αρχή):

·

самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний);

·

правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Требования — необходимый и достаточный перечень условий, обеспечивающих получение желаемого результата

Анализ (др.-греч. — разложение, расчленение):

·

логический приём определения понятия, когда данное понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объёме.

·

метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части.

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Синтез — объединение отдельных сторон предмета в единое целое. Термин происходит от др.-греч. σύνθεσις — соединение, складывание, связывание Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов. С точки зрения теории познания, синтез представляет собой

необходимый этап проявления познавательной деятельности сознания. В совокупности с анализом, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения.

Математическая модель — система математических соотношений (формул, функций, уравнений, систем уравнений), описывающих те или иные стороны изучаемого объекта, явления, процесса или объект (процесс) в целом. При разработке модели необходимо найти компромисс между двумя противоположными требованиями:

·

модель должна быть подробной, учитывать все реально существующие связи и все используемые факторы и параметры;

·

модель должна быть достаточно простой, чтобы можно было получить приемлемые решения или результаты в приемлемые сроки при определенных ограничениях на ресурсы.

Адекватность модели— это ее соответствие тому реальному физическому процессу (или объекту), который она описывает.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт):

·

метод исследования на модели объекта (процесса) некоторого явления в управляемых условиях;

·

процесс изучения объекта (явления), основанный на целенаправленном воздействии на модель объекта искусственно созданных условий, позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства и устанавливать зависимости изменения свойств от внешних воздействий.

Этапы проведения эксперимента:

I. Подготовительный этап:

формулировка и обоснование цели эксперимента; формулировка и обоснование гипотезы эксперимента; определение условий, необходимых для достижения поставленной цели; составление плана (проекта) эксперимента;

выбор способа кодирования информации, получаемой в процессе наблюдения; определение необходимых приборов, материалов, инструментов, установление их наличия и исправности;

отбор приборов, материалов, инструментов для непосредственного использования в эксперименте.

2. Этап непосредственного осуществления эксперимента:

сборка установки (электрической цепи) с учетом условий выполнения эксперимента; проведение в запланированной последовательности:

 а) опытов; б) наблюдений; в) измерений; кодирование результатов эксперимента.

3. Этап обработки результатов эксперимента:

математические вычисления; анализ полученных данных; формулировка

и кодирование выводов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: