Структура и содержание научного исследования

  Объектом научного исследования является:

·

процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения;

·

материальная или идеальная система;

·

не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Предмет исследования:

·

структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.;

·

то, что находится в рамках, в границах объекта;

·

тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Предмет диссертационного исследования

чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Тема научного исследования— законченное научное исследование, решающее научно-техническую проблему или задачу, указанную в ее наименовании.

Цель исследования:

·

конечный желаемый результат его проведения, то есть получение каких-либо теоретических выводов и практических рекомендаций, разработке чего-то нового в теории, науке и практике;

·

ожидаемый результат, который позволит разрешить заявленную проблему;

·

новые концепции или направления развития данной науки, совершенствование существующей методологии

или разработку новых методик по отдельным разделам науки;

·

это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.

Цель должна быть ориентирована на удовлетворение практической потребности, ради которой осуществляется решение крупной научной проблемы или актуальной задачи. В качестве критериев оценки степени достижения целей могут выступать эффективность, реализуемость (практичность), гибкость, измеримость (конкретность). Формулировка цели исследования обычно начинается словами «определить», «исследовать», «вы-

явить», «разработать» «методику, модель, инструменты, методы, механизмы, способы, критерии, требования, основы».

Задачи исследования

— конкретные императивы (безусловные требования, повеления), отвечающие на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута. Наиболее распространенными могут быть следующие формулировки задач исследования: «провести анализ», «выявить», «определить», «сформулировать», «исследовать, разработать», «провести апробацию», «внедрить».

Научная новизна — это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки. Новизна ПП, метода, алгоритма считается доказанной, если существенные признаки полученного результата отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Это такие научные положения, которые являются итогом научной разработки и удовлетворяют требованиям новизны, достоверности и практической значимости. Научная новизна должна содержать решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо в ней должны быть изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Элемент научной новизны применительно к диссертации — это признак, наличие которого даёт автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведённого исследования в целом.

Элементами научной новизны могут являться:

·

новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, ассматривается впервые;

·

новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

·

новый метод решения;

·

новое применение известного решения или метода;

·

новые следствия из известной теории в новых условиях;

·

новые результаты эксперимента, их следствия;

·

новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

·

разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

·

разработка устройств, программных продуктов и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

Формулировку научной новизны следует начинать с вводного слова: «впервые доказано, получено, установлено, определено и т.п.». Затем должно быть приведено название объекта научной новизны, показывающее, что именно создано, доказано, предложено, установлено. После представления названия должны следовать соединительные слова, помогающие перейти к изложению существенных признаков этого объекта:

«состоящий из...», «заключающийся в том, что...» «отличающийся тем, что...», «развивающий ранее известный...» и т.п. И далее приводится перечень существенных признаков объекта научной новизны.

Возможные формулировки научной новизны:

 

Теоретически обоснованы конструктивные особенности оригинального программного продукта (дать название или назначение аппарата), заключающиеся в...(пояснить) и обеспечивающие новые функциональные характеристики — повышение показателей качества ПП (пояснить каких), определяющие его преимущества перед... (обозначить получаемые преимущества созданного ПП)». «Концептуально обоснованы структура и состав ПП на основе принципиально новой комбинации..., обеспечивающей.»

Установлена зависимость изменения показателя интегрального риска превышения бюджета программного проекта от следующих рискообразующих факторов, позволяющая...

Впервые предложен метод синтеза программной архитектуры..., обеспечивающий увеличен «надежности переносимости быстродействия...»

по сравнению «с известными, представленными на рынке...»

Разработан оригинальный ПП..., отличающийся от известных тем, что«позволяет..., расширяет функциональные возможности, обеспечивает...»

Предложен оригинальный метод классификации документов, сопровождающих управленческое решение, основанный на принадлежности любого документа к определенной функции управления и позволяющий однозначно соотнести конкретный документ с конкретной функцией управления.

Научные выводы должны раскрывать сущность нового научного знания с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных результатов исследования и могут быть сформулированы в следующем виде:: «Расчет показал, что — при условиях — возникает — явление, которое объясняется...»; или «Экспериментально установлено, что влияние, ослабевающее при...» или «Выявлен эффект воздействия..., состоящий в том,

что при... наблюдается...»; или «Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что в диапазоне от...»; «Приведенный анализ (литературы, аналогов, результатов эксперимента) показал что...» и др.

Научные выводы следует приводить в конце каждой главе и по возможности должны приводиться в последовательности, соответствующей их важности: первым должен быть наиболее глобальный, а последующие должны его развивать, уточнять.

Основные результаты научных исследований подводят итог диссертационной работы, приводятся в конце диссертации и могут быть сформулированы в следующем виде: «Выполнен анализ перспективных... (обоснование актуальности)»;

«Предложена процедурная модель..., позволяющая (о методе решения); «Впервые поставлены и решены задачи...» (новизна); «Усовершенствована модель (методика)...»; «Полученные решения позволяют...» (практическая и научная полезность); «Результаты внедрены на ведущих предприятиях...»; «Проведен системный анализ отечественных и зарубежных аналогов...»; «Предложена классификация существующих аналогов, алгоритмов, моделей...»; «Созданы и защищены авторскими свидетельствами новые..., позволяющие существенно повысить эффективность использования...»;     «Разработаны: математическая модель... с учетом особенностей;

методика...на базе с учетом оптимизации параметров...»;

«Предложены и конструктивно проработаны технические решения — по структуре и... ПП, защищенные авторскими свидетельствами на результаты интеллектуальной деятельности».

Практическая полезность результатов диссертационного исследования предполагает наличие:

·

положительных результатов использования ПП диссертации в обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;

·

положительных эффектов от использования ПП, изобретений и полезных моделей;

·

практических рекомендаций по разработке (развитию) функционала аналогов;

·

рекомендаций, предназначенных IT-компаний занимающихся аналогичным бизнесом;

·

предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования, технологию разработки, критерии оценки качества результата;

·

знаний, полезных для использования в учебном процессе высшей школы.

Достоверность полученных результатов:

·

непротиворечивость;

·

соответствие эмпирическим данным;

·

состоятельность при описании известных явлений;

·

способность в предсказании новых явлений. Обоснованность полученных результатов исследования достигается:

·

базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения которых нашли применение в работе;

·

проверкой теоретических положений и новых решений, идей, экспериментальными исследованиями;

·

метрологическим обеспечением экспериментальных исследований;

·

разработанными автором теоретическими положениями для данной конкретной задачи;

·

согласованием новых положений с уже известными теоретическими положениями науки;

·

согласованием новых положений теории с практикой и экспериментальными данными автора и других авторов;

·

обоснованием результатов с помощью известных процедур проектирования, методов поиска решений, а также физического и математического моделирования;

·

сопоставлением результатов эксперимента и испытаний, проведенных соискателем, с известными экспериментальными данными других исследователей по тем же проблемам;

·

публикациями основных результатов работы в рецензируемых центральных изданиях;

·

обсуждением результатов диссертации на конференциях и симпозиумах, получением рецензий от ведущих специалистов по вопросам работы;

·

использованием результатов в практике с оценкой положительных эффектов от внедрения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: