СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 3-5 |
2. Планируемые результаты | 5-6 |
3. Учебно-тематический план | 7 |
4. Содержание | 7-10 |
5. Контрольно-оценочные средства | 10-13 |
6. Условия реализации | 13-14 |
7. Список литературы | 14-20 |
1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» является краткосрочной, составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, направлена на формирование у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века.
Актуальность. Проектно-исследовательская деятельность является средством формирования у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Развитие у детей критического и креативного мышления способствует развитию важных личностных качеств, успеху обучающихся в разных предметных областях, расширению кругозора. Эти качества станут основой успешности в быстро меняющихся условиях жизни и ускоренном темпе развития российского общества.
|
|
Проектно-исследовательская деятельность - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Эта деятельность включает в себя высокое эмоциональное содержание, затрагивает нравственные и психологические стороны развития, способствует познавательной активности каждого обучающегося.
Исследовательские и проектные умения предполагают овладение важнейшими навыками в постановке целей, выдвижении и доказательстве гипотез, анализе и систематизации различных источников информации, написании логически структурированного текста исследования, его презентации и защиты. Программой предусмотрено целенаправленное формирование основ исследовательской культуры обучающихся.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Проектно-исследовательская деятельность является стимулом развития самостоятельности и личной ответственности ребенка.
В качестве отличительной особенности программы можно выделить ее универсальность применения. Существующие программы, посвященные проектной и исследовательской деятельности, предназначены для освоения обучающимися начального, среднего и старшего звена школы по конкретной предметной области знаний. Данная программа предназначена для реализации педагогами любой категории: педагоги дополнительного образования различной направленности, тренеры-преподаватели спортивных школ, учителя общеобразовательных школ.
|
|
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует подготовке обучающихся к мероприятиям различного уровня, связанным с проектной и исследовательской деятельностью, а также защите индивидуальных проектов при окончании основной и средней школы.
Возраст обучающихся по программе составляет 11 – 14 лет. Проектно-исследовательская деятельность является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения.
Особенности организации образовательного процесса. Программа является краткосрочной, продолжительность одного занятия 2 часа, согласно составленному расписанию учебных занятий.
Условия набора. Набор на обучение осуществляется на добровольной основе без предварительного тестирования. Для обучения в программе формируются группы по 15 человек.
Форма обучения. Программа реализуется в очной форме,учебные занятия проходят в аудиториях. Предусмотрены традиционные учебные занятия, а также деловые, ролевые игры, образовательные события.
Цель программы – формирование у обучающихся базовых представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Задачи:
· способствовать развитию навыков коммуникативной, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления;
· способствовать формированию у обучающихся базовых представлений об исследовательской и проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;
· содействовать формированию устойчивого интереса к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
· развивать у обучающихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности, умение планировать организовывать свою деятельность;
· способствовать формированию у обучающихся потребности в целенаправленном самообразовании;
· развивать навыки презентации результатов своей деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
· развитие личностных качеств: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, независимость мышления, способность к концентрации внимания, наблюдательность;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные
· умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование);
· формирование умения работать с разнообразными источниками и литературой;
· умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
· способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные
Обучающийся будет знать:
· понятийный аппарат;
· методологию исследовательской и проектной деятельности;
· виды источников информации;
Обучающийся будет уметь:
· формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
|
|
· выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
· определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
· применять различные методы исследовательской и проектной деятельности;
· составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
· грамотно цитировать источники, оформлять ссылки;
· оформлять и презентовать исследовательскую и проектную работу
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Особенности исследовательской работы. | 1 | 0 | 1 |
2 | Актуальность исследования. Тема. Гипотеза. Объект и предмет исследования. | 2 | 2 | 4 |
3 | Постановка цели и задач. | 1 | 1 | 2 |
4 | Методы исследовательской деятельности. | 1 | 3 | 4 |
5 | Процесс исследования. | 1 | 3 | 4 |
6 | Формулирование выводов и оценка полученных результатов. | 1 | 3 | 4 |
7 | Оформление результатов исследования. | 0 | 2 | 2 |
8 | Представление результатов исследовательской работы. | 1 | 3 | 4 |
9 | Отличия и сходства исследовательской и проектной деятельности. | 1 | 0 | 1 |
10 | Виды проектов. | 1 | 1 | 2 |
11 | Этапы создания проекта. | 1 | 3 | 4 |
12 | Защита проекта или исследовательской работы. | 0 | 4 | 4 |
Итого: | 11 | 25 | 36 |
Содержание обучения