Образовательная форма: проблемообразующая беседа.
Что такое исследование? Понятие исследовательская деятельность, исследовательская культура. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития. Использование научного метода. Объективность исследования. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Термины: исследовательская деятельность, научный метод, объективность.
Тема 2. Актуальность исследования. Тема. Гипотеза. Объект и предмет исследования.
Образовательная форма: проблемообразующая беседа, решение ситуационных заданий, дискуссия.
Характеристика понятий: актуальность, тема, гипотеза, объект и предмет исследования. Правила выбора темы исследования. Корректная формулировка темы. Обоснование актуальности - почему эту проблему нужно изучать? Выдвижение гипотезы - что не очевидно в объекте? Способы выдвижения гипотезы. Определение объекта и предмета исследования.
Термины: актуальность, тема, гипотеза, объект и предмет исследования.
|
|
Тема 3. Постановка цели и задач.
Образовательная форма: беседа, работа в команде.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования, гипотезе. Требование к формулированию цели. Корректные формулировки задач.
Термины: цель, целеполагание, задача.
Тема 4. Методы исследовательской деятельности.
Образовательная форма: беседа, решение ситуационных заданий.
Основные методы работы над исследованием. Анализ, синтез. Сравнение, обобщение, выводы. Изучение литературы и источников. Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Правила составления анкет, опросов. Закрытые и открытые вопросы. Правила проведения интервью. Наблюдение. Эксперимент. Математические методы измерения.
Термины: источник информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы, анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, математические методы измерения.
Тема 5. Процесс исследования.
Образовательная форма: беседа, практические задания.
Основные этапы исследования. Структура исследовательской работы. Построение плана исследования. Подбор и изучение материалов по теме. Проверка гипотезы в ходе исследования. Временные и территориальные рамки работы. Описание процесса исследования.
Термины: план исследования, временные и территориальные рамки исследования.
Тема 6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Образовательная форма: беседа, деловая игра.
|
|
Аналитическая работа над собранным материалом. Формулирование выводов: краткие ответы на поставленные задачи. Оценка полученных результатов: определение практической сферы применения найденного материала, дальнейших перспектив работы. Самооценка.
Термины: выводы, практическое применение, самооценка.
Тема 7. Оформление результатов исследования.
Образовательная форма: беседа, ситуационные задания.
Требования к оформлению исследовательской работы. Стиль написания работы. Оформление сносок. Оформление списка литературы. Виды источников. Корректное оформление ссылок на интернет-источники. Оформление приложений. Правила создания презентации.
Термины: источники, сноски.
Тема 8. Представление результатов исследовательской работы.
Образовательная форма: имитационная игра.
Составление плана выступления (тезисы). Правила публичного выступления. Культура речи. Ответы на вопросы. Регламент выступления.
Термины: тезисы, культура речи, регламент.
Тема 9. Отличия и сходства исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная форма: беседа, круглый стол.
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. История проектирования. Проекты в современном мире. Проектные технологии. Особенности и структура проекта.
Термины: проект, проектная деятельность, проектная культура, проектные технологии.
Тема 10. Виды проектов.
Образовательная форма: беседа, познавательная игра.
Классификация проектов (по продолжительности, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся и др.). Виды проектов: информационный, творческий, исследовательский проект и другие.
Термины: виды проектов.
Тема 11. Этапы создания проекта.
Образовательная форма: беседа, работа в командах.
Составление плана для выполнения задания (алгоритм). Основные методы и этапы работы над проектом.
Термины: алгоритм.
Тема 12. Защита проекта или исследовательской работы.
Образовательная форма: образовательное событие, круглый стол
Публичная презентация проекта или результатов исследования по предложенным критериям оценивания. Подведение итогов курса. Рефлексия участников.