водные растворы нераздражающего характера;
водные раздражающие растворы;
масляные растворы и эмульсии;
суспензии.
можно вводить:
а) под кожу - ______________________________________________________
____________________________________________________________
б) в мышцу - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
в) внутривенно - ___________________________________________________
____________________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № IV – 3; набрано - ____ баллов
Задание № V
Найдите и подчеркните неправильное утверждение:
1. Биотрансформация -
1) процесс превращения лекарственного вещества в новое соединение (метаболит), легко выводимое почками;
2) осуществляется при помощи микросомальных ферментов в печени;
|
|
3) приводит к снижению активности и продолжительности действия препарата;
4) может привести к усилению активности препарата;
5) является следствием накопления препарата в организме;
6) зависит от возраста, состояния печени, действия
принимаемых одновременно лекарств.
7) у мужчин протекает интенсивнее, чем у женщин, так как процессы
метаболизма у них регулируются мужским половым гормоном
Максимальное число баллов за задание № V – 1; набрано - _____ баллов
Задание № VI
Внесите в пустые столбцы таблицы перечисленные ниже пути выведения лекарственных веществ из организма соответственно их значению в лечебной практике:
Пути выведения лекарственных веществ:
через кожу с секретом потовых желёз;
через кишечник;
с грудным молоком;
через почки с мочой;
через лёгкие с выдыхаемым воздухом.
Пути выведения ЛС | Значение в лечебной практике |
I __________________ __________________ __________________ __________________ | а) при отравлении лекарствами и другими химическими веществами назначение мочегонных; в тяжёлых случаях применение аппарата «искусственная почка»; б) при патологии (заболевании) почек тщательный выбор лекарственных препаратов во избежание вредного воздействия на почки; |
II __________________ __________________ _______________ | частая смена нательного белья, ежедневный душ или влажные обтирания для профилактики кожного зуда и сыпи; |
III _________________ _________________ | возможность ускорения выведения лекарств при их передозировке путём назначения слабительных |
IV __________________ __________________ ______________ | осторожность в выборе лекарств для кормящей матери во избежание отравления ребёнка; |
__________________ V __________________ ___________________ _______________ | а) возможность развития воспаления лёгких и бронхов из-за раздражающего действия препарата; б) появление специфического запаха в помещении; |
|
|
Максимальное число баллов за задание № VI – 5;
набрано - _____ баллов
Задание № VII
Обозначьте виды действия препарата (главное, побочное, резорбтивное, местное) в каждой конкретной ситуации:
1. Снижение высокого артериального после приёма коринфара
а)______________________________ б)_________________________
2. Исчезновение отёков после применения мочегонного средства лазикс
а) _____________________________ б)_________________________
3. Резкое снижение нормального артериального давления в результате
неправильного введения эуфиллина
а) ______________________________ б) ________________________
4. Некротическое изменение (омертвение) тканей в результате введения кальция хлорида мимо вены а)______________________________ б) ________________________
Максимальное число баллов за задание № VII – 4; набрано - _____ баллов
Задание № VIII
На конкретных примерах определите вид лекарственной терапии (этиотропная, патогенетическая, заместительная, симптоматическая).
1. Систематическое введение препарата инсулина пациенту с недостаточной выработкой собственного инсулина
__________________________________________________
2. Назначение противовирусного препарата ацикловир пациенту, страдающему герпетической инфекцией (герпес – вирусная инфекция)
__________________________________________________
3. Приём жаропонижающего средства эффералган при высокой температуре
__________________________________________________
4. Назначение препаратов интал и кетотифен предупреждающих выброс гистамина, способного дать толчок к развитию бронхиальной астмы, крапивницы и других аллергических состояний
__________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № VIII – 4;
набрано - _______ баллов
Задание № IX
Выберите единственно правильный ответ:
1. БАРЬЕР НА ПУТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА
К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ
1) гематоофтальмический
2) гематоэнцефалический
3) плацентарный
4) трансмембранный
2. ШИРОТА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВА –
ДИАПАЗОН МЕЖДУ ДОЗАМИ
1) минимальной и максимальной терапевтической
2) минимальной терапевтической и минимальной токсической
3) средней терапевтической и летальной
4) высшей терапевтической и летальной
3. ОСЛАБЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЛЕКАРСТВА ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИЁМЕ -
1) кумуляция
2) привыкание (толерантность)
3) пристрастие (зависимость)
4) идиосинкразия
|
|
4. НАКОПЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВА В ОРГАНИЗМЕ -
1) кумуляция
2) абстиненция
3) привыкание
4) тахифилаксия
5. НЕ СТАНЕТ ПОВОДОМ ДЛЯ КУМУЛЯЦИИ ЛЕКАРСТВА
1) способность его связываться с белками плазмы
и тканями организма
2) нарушение работы почек
3) ускоренное выведение лекарства
4) замедленный метаболизм
6. БОЛЕЗНЕННОЕ НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ЛЕКАРСТВУ -
1) привыкание
2) лекарственная зависимость
3) синергизм
4) антагонизм
7. АБСТИНЕНЦИЯ -
1) накопление лекарства в организме
2) синдром лишения очередной дозы лекарства
3) ослабление действия препарата
4) непереносимость препарата
8. ИДИОСИНКРАЗИЯ -
1) аллергическая реакция на лекарство
2) быстрое привыкание к лекарству
3) болезненная тяга к лекарству
4) врождённая генетически обусловленная
непереносимость лекарства
9. ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ
1) возникает в ответ на первый приём лекарства
2) зависит от вводимой дозы
3) не зависит от дозы
4) является следствием кумуляции лекарства
10. СИНЕРГИЗМ -
1) взаимодействие лекарственных веществ, приводящее к усилению эффекта
2) ослабление эффекта в результате взаимодействия лекарств
|
|
3) несовместимость лекарственных препаратов
4) взаимное уничтожение лекарств
11. АНТАГОНИЗМ -
1) способность одного лекарства ослаблять эффект другого
2) усиление эффекта одного лекарства с помощью другого
3) превращение лекарства в неактивную форму в печени
4) привыкание к лекарству
12. ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВА, ПРИВОДЯЩЕЕ К РОЖДЕНИЮ УРОДА -
1) тератогенное
2) канцерогенное
3) аллергическое
4) необратимое
Максимальное число баллов за задание № 9 – 12;
набрано - ______ баллов
Сверьтесь с эталонами ответов и оцените проделанную работу.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
Задание № I
ФАРМАКОКИНЕТИКА - 1, 3, 4, 5, 9 ФАРМАКОДИНАМИКА- 2, 6, 7, 8, 10, 11
Задание № II
А) 1 → б); 2 → а);
Б) 1 – через рот;
2 – под язык;
3 – через прямую кишку;
4 – через дыхательные пути;
5 – в спинно-мозговой канал;
6 – в вену;
В) пероральный, ингаляционный, внутримышечный, подкожный,
ректальный, сублингвальный, внутривенный, субарахноидальный,
при помощи электрофореза.
Г ) пероральный, ингаляционный, внутримышечный, субарахноидальный,
при помощи электрофореза, подкожный, сублингвальный, ректальный,
внутривенный, внутрикостный.
Задание № III
А) пероральный
Б) внутривенный
В) ректальный
Задание № IV.
а) под кожу - водные растворы нераздражающего характера, масляные растворы и эмульсии;
б) в мышцу - водные растворы нераздражающего характера, масляные растворы и эмульсии, суспензии;
в) внутривенно – водные растворы нераздражающего характера, водные раздражающие растворы.
Задание № V
5)
Задание № VI
I – через почки с мочой;
II – через кожу с секретом потовых желёз;
III – через кишечник;
IV – с грудным молоком;
V – через лёгкие с выдыхаемым воздухом.
Задание № VII
1. а) главное б) резорбтивное
2. а) главное б) резорбтивное
3. а) побочное б) резорбтивное
4. а) побочное б) местное
Задание № VIII
1 – заместительная;
2 – этиотропная;
3 – симптоматическая;
4 – патогенетическая.
Задание № IX
1 – 2); 2 – 2); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 3); 6- 2);
7 – 2); 8 – 4); 9 – 3); 10 – 1); 11 – 1); 12 – 1);
Максимальное число баллов – 44