При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).
Отрицательная нравственная направленность личности:
забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);
на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» (от 0 до 2 баллов);
пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла);,
использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0-1 балл);
не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла);
не работает один (0-1 балла).
Положительная нравственная направленность личности:
помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);
отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла);
использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);
сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла);
работает вместе с партнером (0-1 балл).
Общительность, контактность ребенка:
речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);
речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);
реагирует действием на советы партнера (0-2 балла).
Заинтересованность в предложенной деятельности:
строит сам или вместе с партнером, т. е. активно выполняет задание (0-2 балла);
следит за работой партнера (0-2 балла);
дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
| |
Упражнение “Счет до десяти”
Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, но не просто так, а соблюдая одно условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит “один”, другой – “два”, третий – “три” и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справились. Договариваться об очередности нельзя.
Упражнение “Печатная машинка”
Каждому участнику игры назначается 1-2 слова из известного стихотворения. Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого “клавиши” должны по очереди называть свое слово.
| Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности
(Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 375 с.)
|
| | Цель: определение особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности
Методика предназначена для людей старше 14 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам и рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц, учитывая динамичность психических состояний.
Инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака. Бланк опросника
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
| самочувствие хорошее
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| самочувствие плохое
| | активный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| пассивный
| | рассеянный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| внимательный
| | радостный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| грустный
| | усталый
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| отдохнувший
| | беззаботный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| озабоченный
| | медлительный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| быстрый
| | сосредоточенный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| отвлекающийся
| | плохое настроение
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| хорошее настроение
| | бодрый
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| вялый
| | спокойный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| раздраженный
| | желание отдохнуть
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| желание работать
| | полный сил
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| обессиленный
| | соображать трудно
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| соображать легко
| | безучастный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| увлеченный
| | напряженный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| расслабленный
| | выносливый
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| утомленный
| | равнодушный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| взволнованный
| | возбужденный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| сонливый
| | довольный
| 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| недовольный
| Обработка и интерпретация результатов Обработка результатов проводится с помощью ключей для оценки конкретных психических состояний. В ключах в первой колонке находится номер признака (порядковый номер состояния в бланке), далее – рейтинговая шкала из бланка и присуждаемое за каждый ответ количество баллов. Например, признак № 5 – это состояния «усталый – отдохнувший». Если испытуемый оценил свое состояние в 3 балла ближе к полюсу «усталый», то получает оценку в 7 баллов, если в 2 балла – то 6 и т. д. Если он, напротив, оценил свое состояние ближе к полюсу «отдохнувший» в 3 балла, то ответу присуждается 1 балл, если в 2 балла – то 2 и т. д. Ключи:
Оценка психической активации:
| № признака
| Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
| | 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| | 5
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| | 10
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 12
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| Оценка интереса:
| № признака
| Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
| | 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| | 3
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| | 8
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 15
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| Оценка эмоционального тонуса:
| № признака
| Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
| | 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| | 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 4
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 14
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| Оценка напряжения:
| № признака
| Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
| | 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| | 12
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 16
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| | 18
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Оценка комфортности:
| № признака
| Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
| | 3
| 2
| 1
| 0
| 1
| 2
| 3
| | 6
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | 9
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| | 20
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Полученные таким образом данные заносятся в протокол исследования: Бланк протокола
| Психическое состояние
| Оценка, баллы
| Степень выраженности
| | Психическая активация
|
|
| | Интерес
|
|
| | Эмоциональный тонус
|
|
| | Напряжение
|
|
| | Комфортность
|
|
| Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя - от 9 до 15 баллов, низкая - от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней - при 9-15 баллах, низкой -при 3-8 баллах. Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления пяти состояний между собой, а также сопоставления результатов с данными других исследований (анамнестических, психофизиологических, экспериментально-психологических и др.). Это сопоставление имеет конечной целью выяснить структурно-динамические, пространственные и временные, системные и другие характеристики и закономерности психических состояний человека в соответствии с конкретными задачами обследования.
| | | | | | | |
Тест Пьерона-Рузера
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Инструкция: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".