Способы изложение нормы права

Норма права как клеточка системы позитивного права излагается в определенных формах права, в большинстве случаев - в нормативных правовых актах. Традиционно форму права принято рассматривать как текстуальное, документальное выражение норм права. Формы права образуют определенную систему, в которую российскими учеными предлагается включать нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, а также принципы права[29]. В англо-саксонской правовой семье к числу форм права можно отнести и правовой (главным образом, судебный) прецедент. При этом следует поддержать идею различения источника и формы права[30]. Источники права целесообразно рассматривать как факторы, "творящие" право, его начала, то, из чего оно возникает, происходит. Формы права - это его внутреннее и внешнее выражение[31].

Отметим, что в отечественной литературе справедливо указывалось, что форма права выступает как организация, устройство его содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания[32]. Указанное определение базируется на философском определении формы как способа организации, существования и выражения содержания объекта. При этом ряд авторов исходят из позиции различения внутренней и внешней форм права[33]. Внутренняя форма права рассматривается ими как его внутренняя организация, которая показывает системность права "изнутри" и проявляется в системе права. В свою очередь, внешняя форма права представляет собой систему нормативных, письменных документов, в узком смысле - систему законодательства, в более широком - систему традиционно обозначаемых как формы права институциональных образований, содержащих нормы права.

Таким образом, употребляя термин "формы права" в значении письменных, официальных документов, содержащих нормы права, мы подразумеваем прежде всего внешнюю форму права. Именно такие документы показывают, как нормы права организованы внешне, в соответствующих текстах. Однако трудно согласиться с тем, что нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи отражают внутреннюю организацию права, которая существует объективно и зачастую не совпадает с организацией внешней. Об этом прежде всего говорит несовпадение структуры нормативных правовых актов с нормами и институтами системы права.

Если рассматривать соотношение системы права и системы законодательства, то увидим, что оно является проекцией взаимосвязи внутренней и внешней форм права. При этом проекцией условной и несколько упрощенной, которая, однако, учитывает, что большинство норм позитивного права в российской правовой системе сосредоточено в нормативных правовых актах, а не нормативных договорах и других источниках.

Вопрос об изложении норм права в статьях нормативных правовых актов вызван именно нетождественностью вышеуказанных систем, внутренней и внешней форм права. Организация текста нормативного правового акта имеет свою логику построения, отличную от структурообразующих доминант нормы права. Норма права как исходная целостность системы права со своей закономерной структуризацией ее элементов зачастую оказывается не очевидной в своей текстуально нормативной форме бытия (изложении).

Норма права как явление внутренней формы права являет собой исходную целостность в общей системе национального права. Сама норма права структурирована как объективными, так и субъективными факторами. Однако отдельные структурные элементы нормы права в своем обособленном состоянии, не обладая общесистемными свойствами, не способны реализовать функции нормы права как органической исходной целостности последнего.

Изложение нормы права в тексте нормативного правового акта также нельзя понять без уяснения того обстоятельства, что право системно, и именно в этой системности заложены свойства нормы права. Норму права невозможно ни уяснить, ни изложить, "выдернув" из подобной системы. Во внутренней форме содержание права проявляется прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, охватывающих тоже те или иные системы правовых норм со всеми их структурными элементами. Здесь же, кроме этих постоянных общностей, могут быть такие дополнительные структурные части, как подотрасли, генеральные институты, смежные институты, субинституты и т.д. Примерно такая внутренняя форма права, отчетливо обозреваемая в одной из множества плоскостей его содержания, также служит детерминантом изложения нормы права в самом тексте нормативно-правового акта. Подобная связь становится очевидной, когда имеем дело с отраслевыми кодифицированными актами (в первую очередь - кодексами).

В сложной и многоступенчатой системе норм, по общему признанию юристов, основным звеном служит выделение и систематизация отраслей права. Это представляется обоснованным, поскольку для общей теории права достаточно, если она подробно освещает эту систему на межотраслевом уровне, вырабатывает отправные положения о промежуточных, внутриотраслевых общностях и анализирует закономерную структуру первичной клетки собственного предмета - норм права.

Уяснение взаимосвязей внутренней и внешней формы права также основывается на том постулате, что все правовые общности (звенья) раскрываются непременно через общественные отношения. И отрасли, и подотрасли, и различные институты права везде трактуются как определенные системы норм, регулирующих ту или иную совокупность общественных отношений.

Нормы права чаще всего излагаются в статьях нормативных правовых актов. Тексты последних часто имеют относительно обособленные подразделения в виде частей (например, части первая - четвертая ГК РФ, части первая и вторая НК РФ), разделов, глав, параграфов, статей, их частей, пунктов и отдельных завершенных предложений. В связи с этим возникает вопрос об их соотношении с нормами права. Его правильное решение имеет значение как в познавательном, так и в практическом планах. В познавательном - в целях не смешивать разные правовые явления, в практическом - не принимать за целостную норму права какую-либо ее часть или, напротив, то, в чем содержатся элементы двух и более норм.

Деление объемных нормативных правовых актов на части, разделы, главы, статьи (параграфы) и на их части или пункты обусловливается преимущественно такими факторами, как сложность состава регулируемого комплекса общественных отношений и правила правотворческой техники. Например, часть первая Гражданского кодекса[34] РФ регулирует общие отношения, касающиеся участников гражданского оборота, организационно-правовых форм юридических лиц, правового режима имущества, представительства, сделок, обязательств и заключения, исполнения, изменения или расторжения любого договора, часть вторая - отдельные семейства и виды договоров, расчеты, внедоговорные обязательства и совместную деятельность в виде простого товарищества. Внутри каждой части этого ГК РФ есть разделы, состоящие из глав со статьями, многие из которых имеют части и пункты. Однако ни одно из этих подразделений ГК РФ не может отождествляться с какой-либо целостной гражданско-правовой нормой, хотя из каждого из них извлекаются те или иные элементы норм гражданского права.

Подобная же картина характерна и для других кодифицированных и иных нормативных правовых актов, отдельные структурные части которых не совпадают с какой-либо целостной нормой соответствующей отрасли права ни по объему, ни по структуре.

Бывает, что разные элементы одной нормы излагаются в нескольких статьях закона или подзаконного нормативного правового акта, как это сделано, скажем, в части первой НК РФ[35], в ст. 34, 36, 87, 89 которого определены субъекты выездных налоговых проверок, в ст. 86, 89 - основания и сроки таких проверок, в ст. 31, 32, 33, 34, 89, 91, 92, 93, 94, 100 - полномочия проверяющих, в ст. 35 - их ответственность за неправомерные действия и причиненные убытки.

Возможен противоположный вариант, когда в одной статье закона содержатся элементы двух и более норм права. Статья 37 УПК РФ[36], к примеру, объединяет гипотезы и диспозиции норм, регулирующих полномочия прокурора в процессе уголовного судопроизводства.

Ввиду логической взаимосвязи между различными нормами, обусловленной переплетением упорядочиваемых ими общественных отношений, порой объединяются их гипотезы и указания на субъектные составы. Еще чаще санкции, рассчитанные на обеспечение различных норм, сосредоточиваются в какой-либо одной статье нормативного правового акта (скажем, ст. 15, 395 ГК РФ[37], предусматривающие возмещение убытков и применение штрафных мер и т.д.).

Эти обстоятельства обусловлены прежде всего требованиями юридической техники правотворчества; они еще раз подтверждают тезис о том, что нельзя искать каждый раз в нормативном правовом массиве целостную структурированную клетку права, своеобразное право в "миниатюре". Однако эти обстоятельства никоим образом не говорят и о том, что в современных условиях, когда усиливается специализация нормативных правовых предписаний, общая конструкция нормы права теряет свои реальные очертания, превращается все больше в сугубо логическую категорию.

Таким образом, норма права может по-разному излагаться в статьях нормативных правовых актов, что предопределяется множеством факторов: и закономерностями соотношения систем права и законодательства, и особыми правилами юридической техники, и пр. Норма права содержательно выступает как правило-предписание. Однако нормативные правовые акты могут содержать так называемые нормативные правовые предписания, которые не совпадают с нормами права. Нормативное правовое предписание являет собой единство текстовой формулировки и ее внешнего выражения в статье или пункте нормативного правового акта, т.е. внутренней и внешней форм права. Такое предписание может служить основой для норм, так как в конечном счете норма права может использовать в своем построении разные предписания, выражающиеся в правовых средствах.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Норма права - общеобязательное государственно-властное веление, воплощаемое в предписаниях в виде структурно определенной модели поведения субъектов, направленное на регулирование определенных разновидностей общественных отношений.

Норму права определяют такие признаки, как всеобщность, общеобязательность, формальная определенность, системность, связь с государством, способность регулировать общественные отношения, многократность применения, неперсонифицированность.

Научная классификация норм права определяется необходимостью их глубокого изучения, неоднородностью их конкретного содержания, рассредоточением по разным правовым актам. Научно обоснованная классификация норм права позволяет: во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих, точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

В науке принято выделять несколько видов структур нормы права: логическую, юридическую и социологическую структуру. Логическая структура юридической нормы представляет собой построение нормы права с учетом взаимосвязи государственно значимых условий ее осуществления ("если"), самого правила поведения, актуализирующегося при наличии указанных условий ("то"), а также юридических последствий неправомерного, нарушающего требования второго элемента поведения ("иначе"). Юридическая - отражает систему соответствующих элементов, построенных по изложенной логической схеме (гипотеза, диспозиция и санкция). Социологическая структура включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы.

Структуру нормы права можно определить как логическое построение нормы, основывающееся на внутреннем порядке и взаимосвязи элементов, в концентрированном виде выражающих механизм воздействия на поведение субъектов через их сознание и волю. Структура нормы права отражает механизм построения содержания нормы и образуется элементов, межэлементных связей, порядка элементов.

Между элементами нормы складываются связи разного характера - формально-юридического, функционального, смыслового. Реализация этих связей ведет к установлению межэлементного порядка, который представляет собой состояние логической последовательности элементов, при реализации которых происходит надлежащее функционирование нормы.

Структура нормы права предопределяется многими факторами, и в том числе общей целью, которая ставится перед правом, а именно упорядочением общественных отношений. Имея общую цель, его система выступает не как совокупность разрозненных предписаний, правил поведения, а как системное целое, организм. Структуру нормы права нужно рассматривать не только в горизонтальном плане от гипотезы к диспозиции и санкции, но и вертикально, на других уровнях, когда элементы данной нормы "сцепляются" с элементами других норм.

Элемент нормы права может быть определен как ее неотъемлемая часть, содержащая первичные правовые средства, способствующие достижению целей, поставленных перед нормой права. Каждый из элементов нормы выстраивается из определенных правовых средств. Первичные правовые средства - субъективные права, обязанности, юридические факты - есть некий строительный материал для нормы права.

Способ изложения нормы права в статьях нормативных правовых актов предопределяется множеством факторов: закономерностями соотношения систем права и законодательства, особыми правилами юридической техники, местом нормы в системе права. Норма права содержательно выступает как правило-предписание, которое должно рассматриваться как текстуальная (письменная) форма выражения норм права. Понятия "норма права" и "нормативно-правовое предписание" соотносятся как содержание и форма.

Исследование проблем эффективности норм права нуждается в новых методологических подходах, должно учитывать многоаспектность самого права и важнейшую роль психических феноменов в обеспечении действенности правовых предписаний.

 


 


БИБЛИОГРАФИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: