Содержание семинарско-практических занятий по дисциплине «Психология общения»

 

Занятие № 1   Эффективное общение как фактор социальной адаптации  (2 часа)

План:

1. Синтоническая модель общения. Основные умения общения

2. Психологические типы людей в соответствии с ведущей системой восприятия и их проявления в общении

3. Определение ведущей модальности сенсорной чувствительности

4. Феномен манипулирования, его типологии

5. Типы манипуляторов в межличностном общении

6. Особенности психологической защиты от манипуляций

 

Литература:

1. Боас Ф., Брукс Д. Практикум по НПЛ. Продвинутые технологии. – Ростов-н/Д.,1992.

2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.

3. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности,- М., 1993.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов-н/Д., 2001.

5. Власов А. И. Политические манипуляции. М., 1982.

6. Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. 1993. № 4. С. 132-138.

7. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 1997.

8. Кабаченко Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психол. журн. 1986. № 4. С. 11-12.

Методические указания:

Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия. Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия «синтоническая модель общения» и изучение психологических типологий и определение ведущей модальности; 3) изучение феномена манипулирования и способов защиты от него. При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.

1 часть темы: при изучении 1 вопроса найдите в словаре термин «синтония» и определите его сущность. Разберите, что означает понятие «синтоническая модель общения». В соответствии с моделью синтонического общения выделите основные умения общения и те шаги, выполнение которых способствует овладению данными умениями. Дайте характеристику базовых умений общения (источники № 2, 3, 4, 5).

2 часть темы: при изучении 2-3 вопросов вспомните, что процесс общения начинается с восприятия. У каждого человека существует предпочтение тех или иных сенсорных каналов поступления информации. Ознакомьтесь с типологией модальностей восприятия. Какие наиболее значимые информационные каналы были выделены в работах Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Дайте их характеристику (источники № 1). Практическая часть заключается в определении ведущей модальности сенсорной чувствительности с помощью психологической методики.

3 часть темы: при изучении 4-6 вопросов ознакомьтесь с основными понятиями, связанными с манипулированием. Изучите теоретические основы механизмов манипулятивного воздействия и защиты от манипуляции. Что лежит в основе распознавания видов манипуляций, и какие элементы защит от манипуляций возможны на различных уровнях общения.

В практической части занятия анализируются ситуации межличностного общения с различными типами манипуляторов, в частности, «бедная лисонька», «паровой каток», «подхалим», «соглашатель» и др. На примере конкретных ситуаций рассматриваются возможные формы защиты от манипуляции на уровне: межличностного общения в деловой и неформальной сферах отношений; группового общения (принятие управленческого решения в рамках делового совещания);  массового общения (СМИ, реклама, PR).

Занятие № 2   Невербальные средства делового общения  (2 часа)

План:

1. Невербальная коммуникация, ее значение

2. Виды невербальных средств общения

3. Элементы языка тела

4. Правила интерпретации языка тела

5. Межличностное пространство

6. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности

7. Развитие чувствительности к языку невербального общения

Литература:

1. Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -  М.,1992.

2. Леви В.Л.Искусство быть собой. – М., 1994.

3. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. – М., 1994.

4. Читаем человека. – Свердловск, 1990.

Методические указания:

 Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия.

При изучении 1 вопроса разберите сущность понятия невербальная коммуникация. Покажите значение невербального языка для взаимопонимания людей. Что отличает невербальную коммуникацию от вербальных сообщений. Для чего необходимы человеку невербальные средства.

При изучении 2 вопроса ознакомьтесь с видами невербальных средств общения. Дайте их описание, указав их составляющие.

При изучении 3 - 4 вопросов назовите наиболее важные элементы языка тела. Дайте их характеристику, показав элементы движений, их позитивное и негативное значение. Какую роль в общении имеет внешний вид человека, укажите его составляющие. Что такое интерпретация невербального поведения. Какие психологические особенности человека необходимы для ее осуществления. Изучите правила интерпретации языка тела.

При изучении 5 вопроса рассмотрите понятие межличностное пространство. Ознакомьтесь с понятием зон общения и их характеристикой. Проанализируйте, какие возможности и ограничения имеет каждая зона в различных ситуациях общения.

При изучении 6 - 7 вопросов выполняется практическое задание на определение уровня перцептивно- невербальной компетентости с помощью психологической методики и упражнения на развитие чувствительности к языку невербального общения.

 

Занятие № 3   Основные навыки участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии

(4 часа)

План:

1. Понятие «групповая дискуссия»

2. История изучения групповой дискуссии

3. Классификации групповой дискуссии

4. Сферы использования, возможности использования и ограничения

5. Основные стадии проведения групповой дискуссии

6. Формы проведения групповой дискуссии

7. Основных навыков участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии

8. Феномен группового обсуждения

9. Проведение критического этапа групповой дискуссии в группах. Анализ группового процесса по следующим критериям:

Достигнута ли цель?

 Групповым ли было решение, за счет чего этого удалось достичь?

Пользовались ли приемом оценки идей?

Как распределились роли?

Общая атмосфера в группе?

Все ли были активны?

Все ли мнения были выслушаны?

Особенности поведения руководителя групповой дискуссией.

Литература:

1. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методиках активной социально-психологической подготовки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1.

2. Брунер Дж. Стратегии приема информации при образовании понятий: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.

3. Волгин Б. Деловые совещания. М., 1986.

4. Ван Еемерен Ф., Гротендорст Р. Речевые акты в аргументированных дискуссиях. Теоретическая модель анализа дискуссий, направленных на разрешение конфликта мнений. СПб., 1994.

5. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.,1985.

6. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. пособие. Киров, 1991.

7. Яковлева С. В. Групповая дискуссия: психологические механизмы и закономерности: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 1997.

Методические указания:

Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия. Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия  групповая дискуссия»; 2) анализ теоретических подходов к пониманию групповой дискуссии; 3) отработку основных навыков участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии.

При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.

1 часть темы: изучите с 1 по 4 вопросы темы. Дайте общее теоретическое представление о групповой дискуссии: Начать изучение групповой дискуссии следует с анализа понятия «дискуссия». Несмотря на древность этого понятия, в отечественной философской и психологической литературе нет однозначности в его определении. Не стоит забывать, что групповая дискуссия, являясь методом социальной психологии, активно используется в разных областях жизни человека: науке, искусстве, философии, телевидении. Рассмотрите определения групповой дискуссии, данные психологами. В истории изучения групповой дискуссии можно выделить два основных направления: групповая дискуссия как объект изучения; групповая дискуссия как метод воздействия. Чему посвящены направления исследований групповой дискуссии. Что исследовал К. Левин в групповой дискуссии. Существуют различные классификации дискуссий. Ознакомьтесь с некоторыми из них и их основаниями (А.Н. Соколов, Э.М. Мирский, Г.В. Быков, Л.А. Петровская и Н.Н. Богомолов). В практике психологической работы существует разделение дискуссий на конструктивные и неконструктивные. Чем характеризуются конструктивный и деструктивный характер дискуссии.

2 часть темы: изучите с 4 по 8 вопросы темы. Рассмотрите основные стадии групповой дискуссии: ориентировка; сбор информации; оценка; подведение итогов. Дайте их характеристику. Рассмотрите их подробнее в двух аспектах: предметно-содержательном и практическом.

3 часть темы: проведение критического этапа групповой дискуссии в группе. Возможна оценка всех участников групповой дискуссии.

Занятие № 4    Приемы и техники эффективного слушания  (4 часа)

План:

1. Барьеры, препятствующие эффективной коммуникации. Условия преодоления барьеров

2. Стили эффективного слушания

3. Навыки и приемы слушания

4. Самопроверка навыков слушания

5. Развитие навыков эффективного слушания

Литература:

  1. Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.
  3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.
  4. Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.
  5. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.
  6. Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. – М., 1994.

 

Методические указания:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара.

Проанализируйте основные закономерности эффективного общения. Обратите внимание, какие средства управления в ходе делового общения повышают его эффективность. Изучите приемы и техники эффективного общения, в которых слушание выступает как активный процесс. Разберите, какие барьеры препятствуют эффективной коммуникации. Особое внимание уделите механизмам защиты как барьерам на пути к эффективной коммуникации. Определите условия преодоления барьеров общения. Изучите стили эффективного слушания: нерефлексивное слушание; рефлексивное слушание; эмпатическое слушание. В каждом стиле выделите основные навыки и приемы эффективного слушания. Что необходимо для успешного развития навыков эффективного слушания.

Занятие № 5.   Тактики ведения деловых переговоров (4 часа)

План:

1. Тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты.

2. Правила профессионального общения.

3. Ведение диалога.

4. Эффекты и ошибки восприятия другого человека.

5. Этика профессионального общения.

6. Манипулятивное общение.

Литература:

1. Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций. М., 1996.

2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание: Уч. пособ.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.

3. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск,1999.

4. Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. Спб., М., 2001.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.

7. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Уч. пос.- М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.

9. Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Пранализируйте,  факты или ситуаций общения с позиций их эффективности для решения профессиональных задач. При изучении темы обратите внимание, что диалог не только вопросно-ответная форма мышления, а способ реализации функций той или иной профессиональной деятельности. Изучите основные формы и проявления диалоговых отношений между деловыми партнерами. Уделите особое внимание разбору таких проблемных вопросов психологии делового общения как:  

- понятие диалога и диалогичности.

- нтерактивные формы взаимодействия.

- технологическая революция  и общение.

- проблема манипулирования информацией.

- современные традиции ведения диалога.

Практическая часть 1: При выполнении творческого задания необходимо внимательно его прочитать, ответить на вопросы, сформулированные в содержании, приведите ситуации, показывающие практические возможности психологии делового общения.

Решение творческого задания: Разработайте тему диалога. Определите фактологический материал, функции информирования, функции фокусирования общественного мнения, принцип персонофикации информации и тематический принцип. 

Практическая часть 2:

1) Ролевая игра «деловое совещание»

Анализ игры с учетом основных правил ведения совещания.

2) Провести в малых группах по 6 человек два типа «мозгового штурма» «брейнсторминг» и «метод 635». Сравнить их особенности по следующим критериям: выполнение и невыполнение правил;  ответственность социальная леность при работе; творческость стереотипность;  проявление внешней и внутренней цензуры; интенсивность (ощущение времени) и неинтенсивность группового процесса;  субъективное ощущение (понравилось или не понравилось);  эмоциональное сопровождение;  сочетание индивидуального и группового мышления;  возможности использования.

Занятие № 6. Этика делового общения

План:

1. Этика профессионального общения. Основные этические принципы.

2. Нормы и правила профессионального общения.

3. Правила ведения диалога.

4. Эффекты и ошибки восприятия другого человека, их устранение и предупреждение.

5. Манипулятивное общение. Противостояние манипуляциям в общении.

 

Литература:

1. Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций. М., 1996.

2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание: Уч. пособ.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.

3. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб, 2006.

4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.

5. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

6. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск,1999.

7. Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. Спб., М., 2001.

9. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.

10. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Уч. пос.- М.: ВЛАДОС, 2000.

11. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.

12. Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара: 

По 1-му вопросу:

· суть процесса общения как процесса:

· общественный характер профессиональной деятельности;

· понятие коммуникативной компетентности специалиста;

· основные особенности работы в области сервиса и туризма.

По 2-му вопросу:

· принципы профессионального общения в профессиональной деятельности;

· характеристика техник профессионального общения;

· характеристика стадий процесса межличностного общения в режиме интервью:

· оценка и результативность контакта, и его стадий для журналиста;

·  зависимость результата профессионального общения от типа системы общения.

По 3-му вопросу:

· требования к ведению диалога в открытой системе;

· восприятие других людей, стереотипы восприятия;

· выбор темы и ее анализ;

· зависимость эффективности общения от эмоциональной чувствительности к психическим состояниям других людей;

· эмпатия как способность сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого;

· тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты;

· правила ведения беседы.

По 4-му вопросу:

· система средств общения;

· стили общения в профессиональном и деловом общении;

· поведенческие стратегии в общении;

· формы и типы речевой коммуникации;

· условия общения;

· количество участников;

· цель общения;

· характер ситуации;

· психотехнологии в профессиональном общении;

· классификации типов вопросов. 

По 5-му вопросу:

· этика профессионального общения;

· культурный фон (язык, традиции, нормы);

· уровни общения;

· мотивы общения;

· психологическая атмосфера общения.

По 6-му вопросу:

· манипулятивный стиль общения;

· формы общения при манипулятивном стиле;

· психологический контекст общения при манипулятивном стиле;

· влияние на личность;

· последствия манипуляций.

.

 

СРС № 1: Виды групповых дискуссий

                                                   

Методические указания:

Изучить классификации видов групповых дискуссий. Пронаблюдать групповую дискуссию (телевидение). Определить тип групповой дискуссии по предложенным классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.

Задание: Посмотреть телепередачу, в основе которой лежит групповая дискуссия (например, «Большая стирка», «Чего хочет женщина?», «Глас народа» и т. п.). Определить тип  групповой дискуссии по предложенным классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.

 

СРС № 2: Сравнительный анализ групповых дискуссий

Методические указания:

Изучить основные правила и принципы организации и ведения групповой дискуссии. Выделить критерии повышения эффективности групповой дискуссии. Пронаблюдать групповую дискуссию (телевидение). Определить уровень оптимизации группового процесса в каждом примере.

 

Задание: Провести сравнительный анализ групповых дискуссий, используя критерии оптимизации группового процесса: соревнование между группами и введение ролей. Темы групповой дискуссии могут быть выбраны произвольно.

 

СРС № 3: Психология и этика речевой коммуникации

 

Методические указания:  Изучит основные этические принципы общения вообще и в частности в различных видах профессиональной деятельности. Проанализировать поведение человека и речевые аспекты общения по показателю соблюдения этических норм общения.

Задание: Выполнить практическое задание по анализу речи другого человека с выделением речевых тактик, в том числе нерассмотренных в учебниках. Провести критический анализ этической стороны устной речи другого человека или письменного сообщения.

 

СРС № 4: Приемы невербального общения

 

Методические указания:  Изучить основные приемы невербального общения. Провести наблюдение за невербальным поведение человека в различных ситуациях общения и записать свои наблюдения.

Задание: Выполнить практическое задание по составлению проекта знакомства и дальнейшего продолжения процесса общения с различными категориями партнеров. Разработать основные тактики невербального общения и описать невербальные признаки, способствующие и эффективному общению.

 

СРС № 5: Эмоциональное самовыражение в невербальном общении

 

Методические указания: Изучите экспрессивные признаки поведения человека. Проведите наблюдение за эмоциональным состоянием других людей и своими собственными эмоциями, чувствами и переживаниями. Проанализируйте, какие из них преобладают в вашем эмоциональном стереотипе поведения.

Задание: Выполнить практическое задание по фиксированию и дальнейшему анализу и оцениванию интенсивности чувств и эмоций, возникающих в различных ситуациях общения.

 

СРС № 6:   Межличностное пространство в общении

Методические указания:  Изучите классификацию основных дистанций межличностного общения. Рассмотрите на примерах их эффективность. Опишите ситуации из личного опыта или увиденные по телевидению о влиянии дистанции в общении на его эффективность и психологический настрой партнеров по общении.

Задание: Выполнить практическое задание по анализу ситуаций общения, закономерностей возникновения чувств и их влияния на процесс взаимодействия в зависимости от дистанции субъективно осознаваемой безопасности.

 

СРС № 7:  Тактики профессионального общения

 

Методические указания: изучите основные правила и требования к осуществлению профессионального общения. Приведите ситуации профессионального общения из различных сфер труда. Проанализируйте критерии повышения успешности профессионального общения.

Задание: Выполнить практическое задание по моделированию речевого поведения специалиста, используя тактики обобщения, усиления и уступки.

 

СРС № 8: Пути разрешения семейных конфликтов

Методические указания: Изучите психологические основы брачных и семейных отношений. Выделите основные причины семейных конфликтов. Назовите факторы, способствующие их возникновению.

Задание: Изучить стили семейного общения. Проанализировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты общения, проявляющиеся в разных стилях общения в семье. Привести примеры ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: