Занятие № 1 Эффективное общение как фактор социальной адаптации (2 часа)
План:
1. Синтоническая модель общения. Основные умения общения
2. Психологические типы людей в соответствии с ведущей системой восприятия и их проявления в общении
3. Определение ведущей модальности сенсорной чувствительности
4. Феномен манипулирования, его типологии
5. Типы манипуляторов в межличностном общении
6. Особенности психологической защиты от манипуляций
Литература:
1. Боас Ф., Брукс Д. Практикум по НПЛ. Продвинутые технологии. – Ростов-н/Д.,1992.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.
3. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности,- М., 1993.
4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов-н/Д., 2001.
5. Власов А. И. Политические манипуляции. М., 1982.
6. Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. 1993. № 4. С. 132-138.
7. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 1997.
|
|
8. Кабаченко Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психол. журн. 1986. № 4. С. 11-12.
Методические указания:
Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия. Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия «синтоническая модель общения» и изучение психологических типологий и определение ведущей модальности; 3) изучение феномена манипулирования и способов защиты от него. При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.
1 часть темы: при изучении 1 вопроса найдите в словаре термин «синтония» и определите его сущность. Разберите, что означает понятие «синтоническая модель общения». В соответствии с моделью синтонического общения выделите основные умения общения и те шаги, выполнение которых способствует овладению данными умениями. Дайте характеристику базовых умений общения (источники № 2, 3, 4, 5).
2 часть темы: при изучении 2-3 вопросов вспомните, что процесс общения начинается с восприятия. У каждого человека существует предпочтение тех или иных сенсорных каналов поступления информации. Ознакомьтесь с типологией модальностей восприятия. Какие наиболее значимые информационные каналы были выделены в работах Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Дайте их характеристику (источники № 1). Практическая часть заключается в определении ведущей модальности сенсорной чувствительности с помощью психологической методики.
3 часть темы: при изучении 4-6 вопросов ознакомьтесь с основными понятиями, связанными с манипулированием. Изучите теоретические основы механизмов манипулятивного воздействия и защиты от манипуляции. Что лежит в основе распознавания видов манипуляций, и какие элементы защит от манипуляций возможны на различных уровнях общения.
|
|
В практической части занятия анализируются ситуации межличностного общения с различными типами манипуляторов, в частности, «бедная лисонька», «паровой каток», «подхалим», «соглашатель» и др. На примере конкретных ситуаций рассматриваются возможные формы защиты от манипуляции на уровне: межличностного общения в деловой и неформальной сферах отношений; группового общения (принятие управленческого решения в рамках делового совещания); массового общения (СМИ, реклама, PR).
Занятие № 2 Невербальные средства делового общения (2 часа)
План:
1. Невербальная коммуникация, ее значение
2. Виды невербальных средств общения
3. Элементы языка тела
4. Правила интерпретации языка тела
5. Межличностное пространство
6. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности
7. Развитие чувствительности к языку невербального общения
Литература:
1. Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.,1992.
2. Леви В.Л.Искусство быть собой. – М., 1994.
3. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. – М., 1994.
4. Читаем человека. – Свердловск, 1990.
Методические указания:
Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия.
При изучении 1 вопроса разберите сущность понятия невербальная коммуникация. Покажите значение невербального языка для взаимопонимания людей. Что отличает невербальную коммуникацию от вербальных сообщений. Для чего необходимы человеку невербальные средства.
При изучении 2 вопроса ознакомьтесь с видами невербальных средств общения. Дайте их описание, указав их составляющие.
При изучении 3 - 4 вопросов назовите наиболее важные элементы языка тела. Дайте их характеристику, показав элементы движений, их позитивное и негативное значение. Какую роль в общении имеет внешний вид человека, укажите его составляющие. Что такое интерпретация невербального поведения. Какие психологические особенности человека необходимы для ее осуществления. Изучите правила интерпретации языка тела.
При изучении 5 вопроса рассмотрите понятие межличностное пространство. Ознакомьтесь с понятием зон общения и их характеристикой. Проанализируйте, какие возможности и ограничения имеет каждая зона в различных ситуациях общения.
При изучении 6 - 7 вопросов выполняется практическое задание на определение уровня перцептивно- невербальной компетентости с помощью психологической методики и упражнения на развитие чувствительности к языку невербального общения.
Занятие № 3 Основные навыки участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии
(4 часа)
План:
1. Понятие «групповая дискуссия»
2. История изучения групповой дискуссии
3. Классификации групповой дискуссии
4. Сферы использования, возможности использования и ограничения
5. Основные стадии проведения групповой дискуссии
6. Формы проведения групповой дискуссии
7. Основных навыков участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии
8. Феномен группового обсуждения
9. Проведение критического этапа групповой дискуссии в группах. Анализ группового процесса по следующим критериям:
Достигнута ли цель?
Групповым ли было решение, за счет чего этого удалось достичь?
Пользовались ли приемом оценки идей?
Как распределились роли?
Общая атмосфера в группе?
Все ли были активны?
Все ли мнения были выслушаны?
Особенности поведения руководителя групповой дискуссией.
Литература:
1. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методиках активной социально-психологической подготовки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1.
|
|
2. Брунер Дж. Стратегии приема информации при образовании понятий: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
3. Волгин Б. Деловые совещания. М., 1986.
4. Ван Еемерен Ф., Гротендорст Р. Речевые акты в аргументированных дискуссиях. Теоретическая модель анализа дискуссий, направленных на разрешение конфликта мнений. СПб., 1994.
5. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.,1985.
6. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. пособие. Киров, 1991.
7. Яковлева С. В. Групповая дискуссия: психологические механизмы и закономерности: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 1997.
Методические указания:
Изучение темы рассчитано на два семинарско-практических занятия. Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия групповая дискуссия»; 2) анализ теоретических подходов к пониманию групповой дискуссии; 3) отработку основных навыков участия и ведения некоторых форм групповой дискуссии.
При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.
1 часть темы: изучите с 1 по 4 вопросы темы. Дайте общее теоретическое представление о групповой дискуссии: Начать изучение групповой дискуссии следует с анализа понятия «дискуссия». Несмотря на древность этого понятия, в отечественной философской и психологической литературе нет однозначности в его определении. Не стоит забывать, что групповая дискуссия, являясь методом социальной психологии, активно используется в разных областях жизни человека: науке, искусстве, философии, телевидении. Рассмотрите определения групповой дискуссии, данные психологами. В истории изучения групповой дискуссии можно выделить два основных направления: групповая дискуссия как объект изучения; групповая дискуссия как метод воздействия. Чему посвящены направления исследований групповой дискуссии. Что исследовал К. Левин в групповой дискуссии. Существуют различные классификации дискуссий. Ознакомьтесь с некоторыми из них и их основаниями (А.Н. Соколов, Э.М. Мирский, Г.В. Быков, Л.А. Петровская и Н.Н. Богомолов). В практике психологической работы существует разделение дискуссий на конструктивные и неконструктивные. Чем характеризуются конструктивный и деструктивный характер дискуссии.
|
|
2 часть темы: изучите с 4 по 8 вопросы темы. Рассмотрите основные стадии групповой дискуссии: ориентировка; сбор информации; оценка; подведение итогов. Дайте их характеристику. Рассмотрите их подробнее в двух аспектах: предметно-содержательном и практическом.
3 часть темы: проведение критического этапа групповой дискуссии в группе. Возможна оценка всех участников групповой дискуссии.
Занятие № 4 Приемы и техники эффективного слушания (4 часа)
План:
1. Барьеры, препятствующие эффективной коммуникации. Условия преодоления барьеров
2. Стили эффективного слушания
3. Навыки и приемы слушания
4. Самопроверка навыков слушания
5. Развитие навыков эффективного слушания
Литература:
- Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.
- Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.
- Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.
- Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. – М., 1994.
Методические указания:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара.
Проанализируйте основные закономерности эффективного общения. Обратите внимание, какие средства управления в ходе делового общения повышают его эффективность. Изучите приемы и техники эффективного общения, в которых слушание выступает как активный процесс. Разберите, какие барьеры препятствуют эффективной коммуникации. Особое внимание уделите механизмам защиты как барьерам на пути к эффективной коммуникации. Определите условия преодоления барьеров общения. Изучите стили эффективного слушания: нерефлексивное слушание; рефлексивное слушание; эмпатическое слушание. В каждом стиле выделите основные навыки и приемы эффективного слушания. Что необходимо для успешного развития навыков эффективного слушания.
Занятие № 5. Тактики ведения деловых переговоров (4 часа)
План:
1. Тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты.
2. Правила профессионального общения.
3. Ведение диалога.
4. Эффекты и ошибки восприятия другого человека.
5. Этика профессионального общения.
6. Манипулятивное общение.
Литература:
1. Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций. М., 1996.
2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание: Уч. пособ.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск,1999.
4. Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. Спб., М., 2001.
6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.
7. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Уч. пос.- М.: ВЛАДОС, 2000.
8. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.
9. Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Пранализируйте, факты или ситуаций общения с позиций их эффективности для решения профессиональных задач. При изучении темы обратите внимание, что диалог не только вопросно-ответная форма мышления, а способ реализации функций той или иной профессиональной деятельности. Изучите основные формы и проявления диалоговых отношений между деловыми партнерами. Уделите особое внимание разбору таких проблемных вопросов психологии делового общения как:
- понятие диалога и диалогичности.
- нтерактивные формы взаимодействия.
- технологическая революция и общение.
- проблема манипулирования информацией.
- современные традиции ведения диалога.
Практическая часть 1: При выполнении творческого задания необходимо внимательно его прочитать, ответить на вопросы, сформулированные в содержании, приведите ситуации, показывающие практические возможности психологии делового общения.
Решение творческого задания: Разработайте тему диалога. Определите фактологический материал, функции информирования, функции фокусирования общественного мнения, принцип персонофикации информации и тематический принцип.
Практическая часть 2:
1) Ролевая игра «деловое совещание»
Анализ игры с учетом основных правил ведения совещания.
2) Провести в малых группах по 6 человек два типа «мозгового штурма» «брейнсторминг» и «метод 635». Сравнить их особенности по следующим критериям: выполнение и невыполнение правил; ответственность социальная леность при работе; творческость стереотипность; проявление внешней и внутренней цензуры; интенсивность (ощущение времени) и неинтенсивность группового процесса; субъективное ощущение (понравилось или не понравилось); эмоциональное сопровождение; сочетание индивидуального и группового мышления; возможности использования.
Занятие № 6. Этика делового общения
План:
1. Этика профессионального общения. Основные этические принципы.
2. Нормы и правила профессионального общения.
3. Правила ведения диалога.
4. Эффекты и ошибки восприятия другого человека, их устранение и предупреждение.
5. Манипулятивное общение. Противостояние манипуляциям в общении.
Литература:
1. Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций. М., 1996.
2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание: Уч. пособ.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб, 2006.
4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.
5. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
6. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск,1999.
7. Психология и этика делового общения: Уч. /Ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. Спб., М., 2001.
9. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА, М., 2004.
10. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Уч. пос.- М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Уч. пос.- М.: Академия, 2001.
12. Леонов Н.И. Психология делового общения: учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2002.
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара:
По 1-му вопросу:
· суть процесса общения как процесса:
· общественный характер профессиональной деятельности;
· понятие коммуникативной компетентности специалиста;
· основные особенности работы в области сервиса и туризма.
По 2-му вопросу:
· принципы профессионального общения в профессиональной деятельности;
· характеристика техник профессионального общения;
· характеристика стадий процесса межличностного общения в режиме интервью:
· оценка и результативность контакта, и его стадий для журналиста;
· зависимость результата профессионального общения от типа системы общения.
По 3-му вопросу:
· требования к ведению диалога в открытой системе;
· восприятие других людей, стереотипы восприятия;
· выбор темы и ее анализ;
· зависимость эффективности общения от эмоциональной чувствительности к психическим состояниям других людей;
· эмпатия как способность сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого;
· тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты;
· правила ведения беседы.
По 4-му вопросу:
· система средств общения;
· стили общения в профессиональном и деловом общении;
· поведенческие стратегии в общении;
· формы и типы речевой коммуникации;
· условия общения;
· количество участников;
· цель общения;
· характер ситуации;
· психотехнологии в профессиональном общении;
· классификации типов вопросов.
По 5-му вопросу:
· этика профессионального общения;
· культурный фон (язык, традиции, нормы);
· уровни общения;
· мотивы общения;
· психологическая атмосфера общения.
По 6-му вопросу:
· манипулятивный стиль общения;
· формы общения при манипулятивном стиле;
· психологический контекст общения при манипулятивном стиле;
· влияние на личность;
· последствия манипуляций.
.
СРС № 1: Виды групповых дискуссий
Методические указания:
Изучить классификации видов групповых дискуссий. Пронаблюдать групповую дискуссию (телевидение). Определить тип групповой дискуссии по предложенным классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.
Задание: Посмотреть телепередачу, в основе которой лежит групповая дискуссия (например, «Большая стирка», «Чего хочет женщина?», «Глас народа» и т. п.). Определить тип групповой дискуссии по предложенным классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.
СРС № 2: Сравнительный анализ групповых дискуссий
Методические указания:
Изучить основные правила и принципы организации и ведения групповой дискуссии. Выделить критерии повышения эффективности групповой дискуссии. Пронаблюдать групповую дискуссию (телевидение). Определить уровень оптимизации группового процесса в каждом примере.
Задание: Провести сравнительный анализ групповых дискуссий, используя критерии оптимизации группового процесса: соревнование между группами и введение ролей. Темы групповой дискуссии могут быть выбраны произвольно.
СРС № 3: Психология и этика речевой коммуникации
Методические указания: Изучит основные этические принципы общения вообще и в частности в различных видах профессиональной деятельности. Проанализировать поведение человека и речевые аспекты общения по показателю соблюдения этических норм общения.
Задание: Выполнить практическое задание по анализу речи другого человека с выделением речевых тактик, в том числе нерассмотренных в учебниках. Провести критический анализ этической стороны устной речи другого человека или письменного сообщения.
СРС № 4: Приемы невербального общения
Методические указания: Изучить основные приемы невербального общения. Провести наблюдение за невербальным поведение человека в различных ситуациях общения и записать свои наблюдения.
Задание: Выполнить практическое задание по составлению проекта знакомства и дальнейшего продолжения процесса общения с различными категориями партнеров. Разработать основные тактики невербального общения и описать невербальные признаки, способствующие и эффективному общению.
СРС № 5: Эмоциональное самовыражение в невербальном общении
Методические указания: Изучите экспрессивные признаки поведения человека. Проведите наблюдение за эмоциональным состоянием других людей и своими собственными эмоциями, чувствами и переживаниями. Проанализируйте, какие из них преобладают в вашем эмоциональном стереотипе поведения.
Задание: Выполнить практическое задание по фиксированию и дальнейшему анализу и оцениванию интенсивности чувств и эмоций, возникающих в различных ситуациях общения.
СРС № 6: Межличностное пространство в общении
Методические указания: Изучите классификацию основных дистанций межличностного общения. Рассмотрите на примерах их эффективность. Опишите ситуации из личного опыта или увиденные по телевидению о влиянии дистанции в общении на его эффективность и психологический настрой партнеров по общении.
Задание: Выполнить практическое задание по анализу ситуаций общения, закономерностей возникновения чувств и их влияния на процесс взаимодействия в зависимости от дистанции субъективно осознаваемой безопасности.
СРС № 7: Тактики профессионального общения
Методические указания: изучите основные правила и требования к осуществлению профессионального общения. Приведите ситуации профессионального общения из различных сфер труда. Проанализируйте критерии повышения успешности профессионального общения.
Задание: Выполнить практическое задание по моделированию речевого поведения специалиста, используя тактики обобщения, усиления и уступки.
СРС № 8: Пути разрешения семейных конфликтов
Методические указания: Изучите психологические основы брачных и семейных отношений. Выделите основные причины семейных конфликтов. Назовите факторы, способствующие их возникновению.
Задание: Изучить стили семейного общения. Проанализировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты общения, проявляющиеся в разных стилях общения в семье. Привести примеры ситуаций.