Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

-диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

 

 

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

      В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга – 2 раза в год. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Планируемые результаты реализации программы.

По окончанию первого года обучения дети:

- Конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

-   Выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- Развит интерес к моделированию и конструированию;

-  Развита мелкая моторика рук, стимулирующая   общее речевое развитие и умственные способности;

-  Сформировано желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха;

-  Сформированы культура общения в работе в паре, группе, уважение к труду другого человека, дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.

Дети имеют представления:

 о деталях конструктора и способах их соединений;

 об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

 о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

 о связи между формой конструкции и ее функциями.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

У детей 5- 6 лет.

 

Уровень развития ребенка Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.
Средний Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

 

Список используемой литературы.

 

1. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

 2. Комарова Л.Е. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). - М.: Линка Пресс, 2001.

3.  Куцакова Л.В.  Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2016.

4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5.  Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. -  М.: Академия, 2002.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

7.Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

Приложение №1

Словарь педагогических терминов

1. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напря­жению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани­ями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня активности познавательной: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

2. АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

3. ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Педагог осуществляет формирование Воображения на всех занятиях и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости Воображения самого педагога во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (И.Фихте, Г.Гегель, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); 2)теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н.Леонтьев).

5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.

6. ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный Интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный Интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость Интерес выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема Интерес воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение Интерес у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

7. КОНСТРУИРОВАНИЕ (в пед.) — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации пед. процесса. КОНСТРУИРОВАНИЕ (от лат. construo - строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучающихся.

 



Приложение №2

Диагностическая карта на начало года  

Ф.И.ребёнка Называет детали Называет форму Умеет скреплять детали конструктора Строит элементарные постройки по творческому замыслу Строит по образцу Строит по схеме
               
               
               
               

Диагностическая карта на конец года

Ф.И.ребёнка Называет детали конструктора   Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит под- группа- ми Строит по образцу Строит по инструкции   Умение расска- зать о постройке
                   
                   
                   
                   
                   

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: