Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
-диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга – 2 раза в год. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Планируемые результаты реализации программы.
По окончанию первого года обучения дети:
- Конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- Выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- Развит интерес к моделированию и конструированию;
- Развита мелкая моторика рук, стимулирующая общее речевое развитие и умственные способности;
- Сформировано желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха;
- Сформированы культура общения в работе в паре, группе, уважение к труду другого человека, дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.
Дети имеют представления:
о деталях конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
У детей 5- 6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Список используемой литературы.
1. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. Комарова Л.Е. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). - М.: Линка Пресс, 2001.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2016.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.
6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
7.Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Приложение №1
Словарь педагогических терминов
1. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня активности познавательной: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
2. АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.
3. ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Педагог осуществляет формирование Воображения на всех занятиях и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости Воображения самого педагога во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (И.Фихте, Г.Гегель, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); 2)теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н.Леонтьев).
5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.
6. ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный Интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный Интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость Интерес выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема Интерес воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение Интерес у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
7. КОНСТРУИРОВАНИЕ (в пед.) — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации пед. процесса. КОНСТРУИРОВАНИЕ (от лат. construo - строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучающихся.
Приложение №2
Диагностическая карта на начало года
№ | Ф.И.ребёнка | Называет детали | Называет форму | Умеет скреплять детали конструктора | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по схеме |
Диагностическая карта на конец года
№ | Ф.И.ребёнка | Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит под- группа- ми | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение расска- зать о постройке |