Идея 3:
| Критерии | Сильная | Средняя | Слабая |
| Социальный потенциал | |||
| Социальные потребности | |||
| Соответствие миссии | |||
| Достижимое социальное воздействие | |||
| Социальная эффективность инвестиций | |||
| Поддержка местного сообщества | |||
| Рыночный потенциал | |||
| Есть неудовлетворенный спрос | |||
| Временное окно | |||
| Интерес инвестора(ов) | |||
| Размер рынка | |||
| Достижимая доля рынка для проекта | |||
| Потенциал конкурентных преимуществ | |||
| Входные барьеры | |||
| Перспективные партнерства или альянсы | |||
| Контроль над расходами | |||
| Привлекательность миссии | |||
| Управленческая команда | |||
| Потенциал устойчивости | |||
| Обеспеченность (материальными) ресурсами | |||
| Возможности предприятия (компетенции) | |||
| Достаточность инвестиций | |||
| Способность генерировать стабильную прибыль | |||
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса | |||
| Итого: |
Практикум №2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы, которую предстоит решить или решаем.
| 1 | Где возникла проблемная ситуация (территория, отдельный человек, семья, социальная группа, учреждение и т.п.)? | |
| 2 | Какие признаки заставляют признать ситуацию проблемной? | |
| 3 | Когда она начала Складываться причины, и каковы тенденции ее развития (если есть)? | |
| 4 | Опишите количественные и качественные показатели (цифры, статистика, результаты исследований), важные для понимания данной ситуации? | |
| 5 | Кто затронут этой проблемой? |
| 6 | Кто заинтересован в ее решении? | |
| 7 | Что может случиться, если никак не повлиять на данную ситуацию? | |
| 8 | Что может случиться, если развитие событий ситуации пойдет по негативному сценарию? | |
| 9 | Какие организации или люди уже работают или работали над улучшением этой ситуации? Что ими уже делается, было сделано? | |
| 10 | Есть ли точки зрения (видения проблемной ситуации), отличные от Вашей? В чем состоят эти отличия? | |
| 11 | Сформулируйте кратко: проблема, на решение которой направлен(а) деятельность организации или проект или услуга заключается в следующем:... |
Практикум №3. Выявление заинтересованных сторон проекта
Цель: разработка плана действий по ключевым заинтересованным сторонам проекта/социального бизнеса
3.1. Составить максимальный список заинтересованных сторон своего проекта
3.2. Проранжировать заинтересованные стороны по степени влияния и заинтересованности в проекте
| № | Заинтересованные стороны проекта |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 5 | |
| 6 | |
| 7 | |
| 8 | |
| 9 | |
| 10 | |
| … | |
| … | |
| 3.3. Для каждой заинтересованной стороны сформулируйте стратегию и план действий по повышению их лояльности. | ||||||||
| № | Заинтересованная сторона и ее интерес | Степень заинтересо- ти в проекте | Степень влияния на проект | Стратегия и план действий в отношении заинтересованной стороны | ||||
| Высокая | Средняя | Низкая | Высокая | Средняя | Низкая | |||
| 1 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 3 | ||||||||
| 4 | ||||||||
| 5 | ||||||||
| 6 | ||||||||
| 7 | ||||||||

3.3. Проранжировать потребности с точки зрения остроты, очевидности для клиентов и бенефициаров (конечных потребителей) и степени удовлетворенности текущим рыночным предложением.
В колонках 2, 3 и 4 выставьте свои оценки по 10-бальной шкале.
| Проблема (оч. | Острота в | Очевидность для | Эффективность | Итого |
| краткое описание) | конкретном | клиентов и | существующих | (суммируем |
| регионе | бенефициаров | решений проблемы и | баллы 2,3 и | |
| (0 – | (0 – клиенты и | имеющегося рыночного | 4 колонки): | |
| незначительная | бенефициары не | предложения | ||
| проблема, | осознают наличие | (0 – проблема решается | ||
| 10 – крайне | проблемы, | существующими | ||
| острая | 10 – проблема | игроками эффективно, | ||
| проблема) | очевидна | 10 – проблема не | ||
| клиентам и | решается или решается | |||
| бенефициарам) | крайне неэффективно) | |||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| 5. | ||||
| 6. | ||||
| 7. | ||||
| 8. |
Из проблем, набравших максимальное количество баллов, вам стоит выбрать проблему, которую и станет решать будущее/действующее социальное предприятие.
Практикум № 4. Формулируем суть соц. бизнеса:
| 1 | Что? (продукт/услуга) | |
| 2 | Как/какие? (качественные характеристики) | |
| 3 | Для кого? (ЦА)? | |
| 4 | Путем чего/через что? | |
| 5 | Где? (территориальный охват) | |
| 6 | И что в результате? Конечная цель/результат |
Дополнительные вопросы, ответы на которые помогут вам в дальнейшем сформулировать миссию:
Цель(и) предприятия:
· Кто является потребителем услуг нашей организации?
· Что отличает наших клиентов, потребителей? Как отличить наших потенциальных клиентов от НЕ-клиентов?
· Ради удовлетворения каких потребностей клиентов была/будет создана наша организация?
· Что получат клиенты в результате нашей работы с ними?
· Как можно описать результат нашей работы на языке клиента?
· Если спросить клиентов, что они получат в результате работы с нами, что они могли бы сказать?
· Ценности, которым мы будем следовать.
· Чем мы руководствуемся в своей работе?
· Что для нас является наиболее важным?
· От чего мы не отступим ни при каких условиях?
· Что является для нас главным признаком высокого качества услуг, товаров?
Практикум №5. «Заготовка» для описания социальной составляющей, индикатора(ов) социального воздействия, социального(ых) эффекта(ов):
| 1 | Социальная составляющая проекта/бизнеса | |
| 2 | Индикатор(ы) социального воздействия | |
| 3 | Социальный(ые) эффект(ы) |
![]() |
Практикум №6. «Заготовка» для описания «горизонта» развития Вашего социального бизнеса (Превращаем в¢идение в страт.цель).
https://ach.gov.ru/upload/pdf/AuditInsights.pdf
| 1 | Стратегическая цель / формулировка решения социальной проблемы | |
| 2 | Социальное воздействие / изменение в поведении, знаниях, навыках, возможностях / В чем будет выражаться решение проблемы? | |
| 3 | Достигнутые результаты / Количественные среднесрочные (1 год) и долгосрочные (3-5 лет) цели и показатели, в которых будет выражаться социальное воздействие | |
| 4 | Ключевые действия, необходимые для достижения поставленных целей | |
| 5 | Ключевые ресурсы, необходимые для осуществления ключевых действий |
Домашние задания на весь период обучения по программе ОСП







