Политические идеологии в России во вт. пол. – к.XIX в

Кропоткин П.А. (1842-1921) – последний из плеяды русских пропагандистов анархизма. Стремился соединить учение анархизма с результатами науки о природе и обществе (особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах).

На рубеже 60-70-х годов оформилась народническая идеология (идеология политического утилитаризма). Среди народников сложилось два направления:

· либеральное (Михайловский Н.К., Даниельсон Н.Ф. и др.), призывавшее к проведению реформ,

· революционное (бунтарское – Бакунин М.А., пропагандистское - Лавров П.Л. и заговорщическое - Ткачев П.Н.) выступавшее за свержение самодержавия.

Идеология консерватизма была представлена Н.Я. Данилевским (1822-1885) и К.Н. Леонтьевым (1831-1891), которые считали, что вся история состоит из смен культурных типов. Природа русского государства исходит из византийского и отчасти европейского наследия. Изменяя византизму, можно погубить Россию.  

Либерализм Б.Н.Чичерина (1828-1904) и др. выступал против                                                                                                                                              существовал в русле западноевропейского либерализма с его системой ценностей. Применительно к России, прежде всего, подчеркивалась необходимость создания выборных учреждений местного самоуправления и стремление избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма в стремлении гармонично сочетать личное и государственное начало, свободу и закон.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. имела место религиозная философская мысль, обосновывающая как развитие России в ключе христианизации, так и развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы мирового развития.

Содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900) связано с его теорией «богочеловечества». В основе нормального общества лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Объединение восточной и западной церквей должно привести к созданию всемирной мо­нархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловь­еву, путь образования «богочеловеческого союза» или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, ис­тинную свободу и всеобщую справедливость».

Под влиянием Соловьева находились С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булга­ков, П. А Флоренский и другие мыслители, которые предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обрете­ния подлинной внутренней свободы духа, собственного Я и свободы для других, работы над собой и для своего народа.

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве                    Н. А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев призывал «убить зверя политики» перейти к неполи­тическим формам человеческих отношений. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира, и всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. Для русской истории характерна прерывность. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская и возможно, (что очень точно предсказал Бердяев) что будет еще новая Россия.

                  

Политологические школы XX в. 

Современная западная политическая наука

Политология сложилась на стыке социологии, государствоведения, юриспруденции, психологии, антропологии и других наук еще во второй половине XIX в. Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего называют Аристотеля.

После 1945 г. западная политология получила международное признание. Это было вызвано, прежде всего, созданием в 1949 г. при ЮНЕСКО Международной Ассоциации политической науки, коллективными членами которой выступают национальные ассоциации. С тех пор политология официально закрепилась в списке научных и учебных дисциплин в мировом научно-образовательном пространстве.

В современной западной политической науке существуют различные национальные политологические школы. Политология в США ориентируется преимущественно на прикладные эмпирические исследования. В европейской политологии актуальны разработки специалистов по публичному праву, историков, философов. Различные области политологии в разных странах разработаны неравномерно.

Продолжается процесс специализации политических исследований, результатом чего стал распад этой науки на все более автономные субдисциплины. Например, американская политология в настоящее время включает в себя 27 областей специализации.

Современную политическую науку характеризуют как “науку – перекресток”, акцентируя внимание на подверженности политологии влиянию со стороны других наук – общественных и естественных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: