Кропоткин П.А. (1842-1921) – последний из плеяды русских пропагандистов анархизма. Стремился соединить учение анархизма с результатами науки о природе и обществе (особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах).
На рубеже 60-70-х годов оформилась народническая идеология (идеология политического утилитаризма). Среди народников сложилось два направления:
· либеральное (Михайловский Н.К., Даниельсон Н.Ф. и др.), призывавшее к проведению реформ,
· революционное (бунтарское – Бакунин М.А., пропагандистское - Лавров П.Л. и заговорщическое - Ткачев П.Н.) выступавшее за свержение самодержавия.
Идеология консерватизма была представлена Н.Я. Данилевским (1822-1885) и К.Н. Леонтьевым (1831-1891), которые считали, что вся история состоит из смен культурных типов. Природа русского государства исходит из византийского и отчасти европейского наследия. Изменяя византизму, можно погубить Россию.
Либерализм Б.Н.Чичерина (1828-1904) и др. выступал против существовал в русле западноевропейского либерализма с его системой ценностей. Применительно к России, прежде всего, подчеркивалась необходимость создания выборных учреждений местного самоуправления и стремление избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма в стремлении гармонично сочетать личное и государственное начало, свободу и закон.
|
|
На рубеже ХIХ-ХХ вв. имела место религиозная философская мысль, обосновывающая как развитие России в ключе христианизации, так и развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы мирового развития.
Содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900) связано с его теорией «богочеловечества». В основе нормального общества лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Объединение восточной и западной церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьеву, путь образования «богочеловеческого союза» или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость».
Под влиянием Соловьева находились С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, П. А Флоренский и другие мыслители, которые предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного Я и свободы для других, работы над собой и для своего народа.
|
|
Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н. А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев призывал «убить зверя политики» перейти к неполитическим формам человеческих отношений. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира, и всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. Для русской истории характерна прерывность. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская и возможно, (что очень точно предсказал Бердяев) что будет еще новая Россия.
Политологические школы XX в.
Современная западная политическая наука
Политология сложилась на стыке социологии, государствоведения, юриспруденции, психологии, антропологии и других наук еще во второй половине XIX в. Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего называют Аристотеля.
После 1945 г. западная политология получила международное признание. Это было вызвано, прежде всего, созданием в 1949 г. при ЮНЕСКО Международной Ассоциации политической науки, коллективными членами которой выступают национальные ассоциации. С тех пор политология официально закрепилась в списке научных и учебных дисциплин в мировом научно-образовательном пространстве.
В современной западной политической науке существуют различные национальные политологические школы. Политология в США ориентируется преимущественно на прикладные эмпирические исследования. В европейской политологии актуальны разработки специалистов по публичному праву, историков, философов. Различные области политологии в разных странах разработаны неравномерно.
Продолжается процесс специализации политических исследований, результатом чего стал распад этой науки на все более автономные субдисциплины. Например, американская политология в настоящее время включает в себя 27 областей специализации.
Современную политическую науку характеризуют как “науку – перекресток”, акцентируя внимание на подверженности политологии влиянию со стороны других наук – общественных и естественных.