Идеология как политический феномен: понятия, функции

 

Родоначальником понятия «идеология» считается Дестюд де Траси (1754-1836). В 50-х гг. XX в.   Р. Арон, Д. Белл,                 З. Бжезинсикий, Дж. Гелбрейт, Р. Дарендорф, М. Крозье,            Г. Мюрдаль и многие другие западные ученые  провозгласили «конец века идеологии» Ими была выдвинута теория деидеологизации (избавления, отказа от идеологии). Эта теория, однако, вскоре была опровергнута и вытеснена теорией «реидеологизации» (восстановления идеологии). Новая волна критики идеологии пришлась на конец 80-х-начало 90-х гг. – глубочайший кризис догматизированной идеологии марксизма-ленинизма, распад мировой системы социализма. Противники усматривали в этом конец идеологии, призывая вообще избавить общество  от всякой идеологии.

Идеология, прежде всего, общественное явление. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, групп, государств. 

Ряд ученых поставили вопрос о том, что идеология – это ложное сознание, и наука ни в коем случае не должна быть идеологизирована. Шеллер – идеология – система предрассудков и заблуждений. У К. Мангейма идеология  – коллективное бессознательное в мышлении определенной группы, скрывающее действительное состояние общества от себя и других.

Идеология отражает  положение класса в системе общественных отношений и его интересы, а также общую картину мира, системы ценностей, идеалов.

Идеология представляет собой, прежде всего, определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть, добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

   Функции идеологии:

§ Ориентационная – идеология задает систему смыслов и ориентаций, так как включает в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти и т.д.

§ Мобилизационная – идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию

§ Интегративная – идеология противостоит частным интересам и поэтому выступает интегрирующим фактором.

§ Амортизационная – идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

§ Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы - идеология возникает, как правило, на базе интересов определенной социальной группы и призвана противопоставлять их интересам других групп.

    

Уровни функционирования идеологии:

- теоретико-концептуальный, т.е. вырабатывается концепция, определяющая место и роль класса либо социальной группы;

- программно-политический – или директивный, который нацеливается на конкретные действия;

- поведенческий – способы активизации масс, формирование солидарности, выработка убеждений, установок.

  3.4. Гражданское общество

                           

В современной политической науке одним из ключевых остается вопрос  о гражданском обществе, его сущности, путях и формах его возрождения и укрепления как необходимого условия демократии.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к понятиям полиса Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно данной традиции это понятие выступает как синоним понятия "политическое общество" и, стало быть, государство. "Гражданское общество" и "политическое общество" в смысле "государство" были взаимозаменяемыми терминами. Так, у древнегреческих мыслителей понятие "политическое" охватывало все важнейшие сферы жизни общества - семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. В античности, так же как и при феодализме, общество имело политический характер. Отдельный человек не мыслил себя как самостоятельная, отдельная от государства личность. Вся жизнь  обществ была пронизана государственным, политическим началом. Вплоть до XVIII в. в сознании большинства исследователей и в первую очередь обывателей общество еще слито с государством, воплощается в нем; отсутствует понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше его. Таким образом, отсутствует сама идея индивидуальных прав человека, которые должны ограничивать государственную власть.

 Положение начало несколько изменяться в XVIII в., при переходе от феодализма к Новому времени, но интересно то, что даже такие известные мыслители нового времени, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, много сделавшие для развития идей личной свободы и гражданского состояния, тем не менее использовали понятия "гражданского общество" и "государство" как синонимы.

 Период перехода от Средневековья к Новому времени со всей остротой поставил проблему индивидуальной свободы, а вместе с ней вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства. В этот период окончательно складывается гражданское общество и соответственно выделяются различия между общественными и сугубо государственными институтами. Теперь гражданское общество противопоставляется государству. Эта тема получила наибольшее распространение в программном документе Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина и Декларации независимости США.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется "посередине" между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Общество становится "гражданским" в силу того, что оно управляется государством.

Данный подход воспринял К. Маркс. Но он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, по Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства.

Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства - акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал - демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление.

Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства.

Дискуссия о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжается и по сей день.

В теоретических исследованиях гражданское общество, его сущность, интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие "гражданское общество" в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности.    

Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь.

Вопрос о времени возникновения гражданского общества во многом остается дискуссионным по сей день. Существует несколько кардинально отличных точек зрения по этому поводу:

1. Гражданское общество возникло вместе с возникновением государства как такового, т.е. можно говорить о существовании гражданского общества и в Древности, и в Средние века.

2. Гражданское общество характерно только для частнокапиталистического либерального этапа развития (XVIII-XIX вв.). В современных условиях граница между гражданским обществом и государством стерлись, следовательно, говорить о гражданском обществе в современном государстве неправомочно.

3. Гражданское общество является историческим феноменом, возникающим на определенном этапе развития человеческого общества.

 Сообщество людей и гражданское общество - не одно и то же. Появление собственно гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. Конструктивное общепринятое представление этой проблематики состоит в том, что со временем, с развитием правового государства граница между гражданским обществом и государством не только не стирается, но становится еще более ощутимой.

Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.

Таким образом, гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.

Интересы и потребности людей выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д., трудовые коллективы, социальные слои и т.д.

В центре гражданского общества находится индивид. Ведь общество это, прежде всего, союз личностей, без них оно лишено всякого смысла. Гражданское общество, таким образом,  должно обеспечивать условия для полного проявления творческих возможностей каждого индивида, содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, устремлений.

При этом гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью, то во втором - ее политические права. Наряду с политическими правами и свободами, каждый индивид обладает и свободой экономической. Идея индивидуальной свободы основана на отождествлении личной свободы и частной собственности. Как показал исторический опыт, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор возможен только при сохранении частной собственности.

 

Среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие:

  • продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
  • образование среды, в которой социализируется индивид;
  • всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
  • обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
  • осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.

При том, что основополагающей доминантой гражданского общества является отдельно взятая личность, составными его элементами являются все те институты, организации и группы, которые способствуют самореализации человека. Разумеется, на первом месте в данной системе стоит семья.

Значительное место в гражданском обществе занимают  социальные группы.

Группа - совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения, объединенные любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и др. характеристиками. Группы делятся на  первичные и вторичные.

Первичные группы относительно немногочисленные, их члены  поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, группа друзей, родственников и т.д.

Вторичные группы более многочисленные по отношению к первичным, их члены опосредованно связаны совместной деятельностью для достижения общей цели. Одна из форм вторичной группы - заинтересованные группы, которые представляют собой разного рода организации и ассоциации, члены которых объединены общностью интересов.

Гражданское общество включает и ряд так называемых промежуточных институтов, которые выступают одновременно как несущие конструкции и самого общества, и мира политического. Речь идет, например, о политических партиях, организациях, объединениях, СМИ и т.д.

Особенностью гражданского общества является разделение политической и социальных сфер, политических и социальных функций. Отдельный индивид одновременно и частное лицо и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

Главным предназначением гражданского общества является достижение консенсуса, согласия между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы сосуществования человеческого сообщества.

Т.е. гражданское общество само, без вмешательства государства, располагает средствами, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепризнанные нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, а также национальные, религиозные традиции, обычаи, мифы, символы, стереотипы поведения, морально-этические нормы, ценности, которые также являются составной частью гражданского общества, способны играть данную роль. В принципе данная роль присуща только гражданскому обществу и государство выполняет ее только в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность выполнять их.

                  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

?    Вопросы для самопроверки

           

  1. Дайте определение гражданского общества.
  2. Каковы сущностные признаки гражданского общества?
  3. Назовите основные институты гражданского общества.
  4. Перечислите основные исторические вехи формирования гражданского общества.
  5. Перечислите основные точки зрения по вопросу о времени возникновения гражданского общества.
  6. Какие типологии политической культуры вы знаете? Каким образом исторические условия оказывают влияние на формирование того или иного типа политической культуры?
  7. Как влияет тот или иной тип политической культуры на политическую стабильность общества?
  8. Чем характеризуется политическая культура современной России?

 

           

Задания и упражнения

           

  1. В политологии довольно часто противопоставляют западную и восточную политические культуры. Сравните их основные позиции и ориентации.

 


  1. Назовите основные группы политических символов. Объясните их смысл.

 

 


  1. Основываясь на типологизации политических культур, предложенной Д.Каванахом, определите тип российской политической культуры:
    а) гомогенная культура,
    б) искусственно гомогенная политическая культура;
    в) фрагментарная политическая культура;
    г) смешанная политическая культура.

 

 


  1. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы.

 


  1. Сравните тексты «Всеобщей Декларации прав человека» и главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Выявите общее и особенное в  текстах двух документов.

 

 


Темы докладов и рефератов

 

  1. Политическая культура. Определение, характерные черты, структура, функции, классификация.
  2. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, политические традиции, особенности политического режима, политическая социализация, политическая символика.
  3. Политико-правовой статус личности. Политические права и свободы личности, проблемы их реализации.
  4. Политическая социализация личности как процесс овладения политической культурой общества.
  5. Особенности и проблемы формирования политической культуры в России.
  6. Основные подходы к анализу гражданского общества в современной политологии.
  7. Проблемы формирования гражданского общества и политический процесс в современной России.

 

Основная литература

           

  1. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник/ К.С. Гаджиев.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Высшее образование; Юрайт – издат. 2009.-505 с. (Основы науки). С.87-101, 377-397.
  2. Исаев Б.А., Баранов К.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Уч. пособие. / Б.А. Исаев, К.А. Баранов. - СПб.: Питер, 2009. - 395с. С.220-250.
  3. Мельвиль А.Ю. Политология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Политология» / А. Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец и др.; науч. ред. Т. В. Шмачкова – М., 2005. – 624c.- Глава 9. §1,2,3. С. 375-423; Глава 10. §3. С. 451-454.
  4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов/Р.Т. Мухаев. 3-е изд. перер. и доп. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495с. С.211-236.
  5. Огородников В.П., Сидоров Н.М. Политология: учебн. пособие./ В.П. Огородников, Н.М. Сидоров. -   СПб.: Питер, 2009. – 272с. Гл.10. C.235-250.
  6. Политическая культура: теории и национальные модели / К. Гаджиев, Д. Гудименко, Г. Каменская и др. – М., 1994. 354c.– Главы 3,4.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: