Формирование политической идеологии либерализма, консерватизма, социализма, анархизма и др

                                                            

Либерализм - философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.  

Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Дж. Локк.

В континентальной Европе развитием доктрины о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, занимался Ш. Л. Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Ж.-Ж. Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства.

Наряду с французскими просветителями, важный вклад в либерализм внесли Д. Юм, И. Кант и А. Смит. Адам Смит развил теорию, что нравственная жизнь и экономическая деятельность возможны без директив со стороны государства и что наиболее сильны те нации, в которых граждане свободны проявлять свою собственную инициативу.

В колониальной Америке идеи либерализма развили и претворили в жизнь Т. Пейн, Т. Джефферсон и Дж. Адамс. Дж. Мэдисон полагал, что для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек. Она нашла отражение в Конституции США (1787 г.): баланс между федеральной и региональными властями; разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви; двухпалатный парламент, введение гражданского контроля над армией. 

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам, направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений. В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Э. Бёрка), одним из представителей был   Ж. де Местр.  

С XVI в. (Т.Мор, Т.Кампанелла) возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII в. Развивались социалистические и коммунистические идеи, подчеркивалась необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были К.-А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так, Сен-Симон делил общество на две группы:

1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

2) Труженики (индустриалы).

Ш. Фурье предполагал, что общество должно представлять собой ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Р. Оуэн будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

Анархизм представляет собой теорию о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, государство и пр.)

Идеи П.Ж.Прудона состояли в том, что политические преобразования бессмысленны. Во имя справедливости надо упразднить государство и законы. Сменить "политическую конституцию" на "социальную конституцию" посредством мирного социального переворота. В основе нового порядка - свобода и равенство людей, разделение труда, взаимный обмен услугами и результатами труда. Вместо политической формы организации общества – экономическая ассоциация, общество превратится в некую федерацию ассоциаций, созданных на началах взаимопомощи.

 

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Становление и развитие политической мысли в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: