Дополнительная литература

 

  1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – №4.
  2. Богомолов О. Политическая культура и демократия в России/ О.Богомолов // Власть. -  2003 – № 2.
  3. Ермоленко Г. Ф. Патерналистские тенденции российской политической культуры/ Г.Ф. Ермоленко // Власть. -  2001 – № 1.
  4. Хаджиев К. Размышления о политической культуре современной России / Хаджиев К. // МЭиМО.  - 2006 – № 2.

 

Тема 4.  Политические системы и режимы                                                                                                                                                          

                                

 4.1. Понятие, структура политической системы общества.  Типы политических систем.   Политическая система – функциональная связь всех субъектов политического процесса; предполагает функциональные (определенным образом  установленные) взаимоотношения между: обществом и государством, частями государства, группами интересов, СМИ и т.д. Существуют  разные точки зрения на политическую систему общества. Марксистская концепция предполагает, что политическая система имеет классовый характер и   определяется экономическим базисом и развивается через борьбу классов; партия является ядром политической системы, она определяет идейную направленность и политическую организацию общества; право – воля господствующего класса, возведенная в закон. Теория Д. Истона, согласно которой политическая система – саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, которая реагирует на импульсы-команды: вход – требования со стороны общества и  импульсы поддержки (т.е. законопослушность и солидарность граждан); на выходе – принятие решений и система конкретных действий по реализации этих решений. Таким образом,  политическая система – механизм реагирования на запросы субъектов политического процесса. Теория Г. Алмонда, в которой политическая система – это различные формы политических взаимодействий, формы поведения разнообразных структур в соответствии с определенными целями. В рамках этой концепции выделяют политическую культуру как систему ценностей, координат для взаимодействия и политические институты как элементы политической системы, взаимодействующие друг с другом. Акцент ставится на взаимодействии субъектов на базе норм и ценностей. Трактовка Д.П. Зеркина как одного из представителей отечественной политической науки состоит в том, что  политическая система – это универсальная, управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует в конечном итоге взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и социальный порядок с помощью государственной власти (приоритет у государства). Структура политической системы: 1. Политические институты: государство, политические организации, партии, СМИ, церковь. Государство – совокупность политических институтов с определенной иерархией.  2. Нормы: правовые нормы (законы, обязательные для всех и исполняемые через принуждение), моральные нормы (определяют приоритеты в выборе ценностей), традиции и обычаи.  3. Политические отношения: возникают между различными общественными группами (между классами, партиями и государством, партиями, центром и государством и т.д.) 4. Политическое сознание и культура: ценности, материальные и духовные, установки, складывающиеся на основе образцов поведения, на которые влияют экология, географический фактор, экономические формы производства и потребления. 5. Политические сообщества: классы, нации, земляческие и поселенческие сообщества, различные группы избирателей, бюрократия, правящая элита, работники отдельных сфер (армия, полиция). Эти политические сообщества взаимодействуют между собой. Ядро политической системы – набор политических институтов. Связи между политическими институтами: вертикальные и горизонтальные.   Функции политической системы:  - управление, регулирование отношений (определяют цели, задачи, систему действий),  - мобилизация ресурсов для удовлетворения интересов общества,  - распределение общественных ценностей и благ, - управление экономикой,  -защита от внешних врагов и внутренних разрушительных воздействий, - в определенных условиях государство может защищать интересы отдельной группы или партии. Типология политических  систем: 1. Формационный подход: первобытное –рабовладельческое – феодальное – буржуазное -коммунистическое общество.  2.    Цивилизационный подход (на базе культуры общества): англоамериканский тип политической системы (построен в расчете на рыночные отношения; согласование действий, выработка компромисса, стабильность в обществе), тоталитарный тип, континентально-европейский тип. 3. Производственно - экономический подход: традиционная, индустриальная, постиндустриальная политическая система. 4.     По способу реализации власти (политическому режиму): тоталитарный, авторитарный, демократический тип.   4.2. Политический режим как способ функционирования политической системы. Классификация и характеристики политических режимов.       Политический режим – это обобщенная функциональная характеристика существующей в обществе политической системы. Это совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти. Политический режим представляет собой взаимодействие элементов политической системы, взаимосвязь зависит от доминирующего в данной системе субъекта. Эта связь не функциональная, а подчиненная. Существуют  различные классификации политических режимов. Традиция выявлять особенности политических режимов идет от Аристотеля, который руководствовался двумя критериями: количество правящих и правильность - неправильность правления (см. Тему 2). Из разработок современных авторов интересна классификация Г.В. Голосова, который  выделил следующие критерии: 1. характер борьбы за лидерство,  власть, 2. характер элиты (монолитная, расколотая, соревнующаяся), 3. участие масс в политике. В основе классификации Д. Берг - Шлессера модель политической системы Д. Истона (критерии: социальная структура, политическая культура и идеология, «вход», «выход», основные проблемы, возможные направления развития).  Классификация имеет эмпирический и  эволюционно - генетический характер. Выделяются 10 классов политической системы: традиционная политическая система, статичная олигархия, модернизирующаяся олигархия, преторианская система, мобилизационная политическая система, воспитательная демократия, фашистская политическая система, социалистическая (коммунистическая) политическая система, парламентская демократия, возможные политические системы будущего. В классификации политических режимов  по способу реализации власти оцениваются следующие показатели: общая расстановка сил в обществе, предоставленные гражданам права и свободы, формальное или реальное разделение властей, уровень развития гражданского общества, наличие политических партий и легальной оппозиции, идеологический плюрализм. Выделяют: демократические (демократия протективная, легальная, партиципаторная, плюралистическая, соревновательный эллинизм и др.) и недемократические (тоталитаризм и авторитаризм).                                  Сущность, характерные черты и основные факторы формирования авторитарного политического режима. Авторитаризм – недемократический политический режим, выступающий как такая установленная или навязанная форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов или ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов Автократия (в переводе с греческого) – самодержавие. Монархия – это также авторитарный режим. Основные черты: 1. концентрация власти в руках одного лица, 2. представительная ветвь либо отсутствует, либо сильно ограничена, 3. сведение к минимуму оппозиции и автономии политической системы, 4. власть и народ разделены, народ считает авторитарный режим нелегитимной властью, а власть правит «железной рукой», 5. авторитарный режим поддерживается армией, полицией.           Пример: режим Шарля де Голля во Франции 50-60-х годов, диктатуры ряда стран Латинской Америки (Никарагуа, Гватемала до 1979 г., Аргентина и др.)   Сущность, характерные черты и причины возникновения тоталитарного политического режима. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для xapaктеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в СССР. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Coветском Союзе, странах «победившего социализма». В 1956 г. два американских политолога — К.Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима: 1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться вершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах различные стороны жизни общества — мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. подчинены идеологии. 2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. 4. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации — прессой, радио, кино, литературой и др. 5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Среди перечисленных признаков наибольшее значение  имеют первые два — официальная идеология и монополия единой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский peжим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, не подконтрольные власти сферы общественной жизни. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. Тоталитаризм — это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.  Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане. (Ф. Хайек). Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих, диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается. Идеологическими истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения правам и свободам человека, хилиастические утопии о постройке нового общества. Принято выделять две разновидности тоталитаризма: «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах: в СССР, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии. Дискуссионным остается в политической науке вопрос о временных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи считают, что тоталитарным можно называть весь период советской истории. Другие — тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления И.В.Сталина (1929—1953), режим же, сложившийся после его смерти, определяют как посттоталитарный.          Демократия: основные черты Демократия («власть народа») – политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. С демократией связан ряд ценностей: свобода, равенство, законность, права человека и т.д. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, когда решения принимались непосредственно гражданами путем подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане делегируют свои права на принятие решений и руководство избранным представителям. В современной литературе по политологии сложилось также несколько теоретических концепций демократии: Агрегативная модель рассматривает демократию как набор правовых механизмов, обеспечивающих устойчивое равновесие в обществе за счёт достижения компромисса между интересами разных кругов. Делиберативная (совещательная) теория фокусируется на роли общественных дискуссий в принятии решений и утверждает, что демократичность системы пропроциональна её информационной открытости. Институциональная теория видит главную роль демократического государства в реализации и охране общественных представлений о политических и гражданских правах. Консенсусная демократия стремится к принятию таких решений, которые учитывают как можно более широкий спектр предпочтений, а не только предпочтения большинства. Минималистская концепция видит демократию как систему управления, в которой граждане делегируют свои права на осуществление политической власти выборным должностным лицам, поскольку у них самих нет достаточного количества времени и знаний. Партисипативная демократия исходит из необходимости широкого участия граждан в разработке правовых норм. Предметом её внимания являются политический активизм и готовность граждан нести ответственность за последствия своих решений. Плебисцитарная модель сводит участие граждан к периодическому вынесению «вотума доверия» тому или иному кандидату и обычно изучается с точки зрения деградации института выборов. Экономическая демократия утверждает, что для участия широких масс в принятии политических решений необходимо распределить частную и государственную собственность среди общественных пайщиков, например, в форме кооперативной собственности. Для стабильности государства необходимо, чтобы граждане исполняли даже те решения власти, против которых они возражают. В случае демократии это означает, что меньшинство подчиняется воле большинства, смена власти протекает мирно, а оппозиция не только вправе выражать публичное несогласие с государственной политикой, но и действует строго в рамках закона. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии. Несмотря на тенденцию распространения демократии в мире, она по-прежнему является предметом дискуссий. К числу стоящих перед ней проблем относятся социальное неравенство, терроризм, миграция населения, сепаратизм, проблемы функционирования международных организаций.     4.3. Государство как политический институт.   Государство – это организация, обладающая верховной властью на определенной территории (понятие ввел Н.Макиавелли, разделил гражданское общество и государство – Г.Гегель).     
     Факторы, определяющие         возникновение государства

  Концепции происхождения государства (см. Тему 2):

 Основные концепции происхождения государства
теологическая
 марксистская
договорная
            Подходы к исследованию государства:

                    Подходы к исследованию государства
нормативный
социологический
институциональный

Признаки государства:

ü публичная власть,

ü определенная территория,

ü суверенитет,

ü право,

ü гражданство,

ü налоги и сборы,

ü население,

ü политическая деятельность,

ü легальное нормирование жизни общества (принудительность),

ü способность государства быть представителем социальной целостности,

ü наличие профессионального аппарата управления.

 

Типология государств:

1. по государственному устройству:

Ø унитарное – территория едина, управление централизовано (Финляндия, Франция, Япония и др.);

Ø федерация – государство состоит из субъектов (области, земли и пр.), предметы ведения федеральной и региональной властей разграничены (США, РФ, ФРГ и др.)

Ø конфедерация – в ее составе автономные государственные образования (Швейцария),

 

2. по форме правления:

Ø монархия:

- абсолютная (власть правителя безгранична) и

- конституционная (власть монарха ограничена законом): дуалистическая (Иордания, Марокко и др.) и парламентская (Великобритания и др.),

Ø республика: президентская - большая полнота власти у Президента и исполнительной власти (РФ), парламентская – в системе власти доминирование парламента (ФРГ), теократическая – велика роль религиозных институтов (Иран).

 

3. по политическому режиму (демократический, авторитарный, тоталитарный, теократический),

4. по функциям (военно-полицейское, правовое, социальное),

5. по степени устойчивости (стабильные, неустойчивые).

 

            Принципы государственного устройства РФ изложены в Конституции РФ, это - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из 83 субъектов (21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округа).

Правовое государство: обеспечивает верховенство права и закона, гарантии прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом; наблюдается  взаимная ответственность гражданина и государства, судебная защита личности.

Правовое государство основывается на разделении и балансе властей, установлении пределов и норм власти, на политическом плюрализме, на конституционном надзоре, широком использовании местного самоуправления.

Социальное государство: термин появился в начале 50-х годов ХХ в. в Основном Законе ФРГ. Обеспечивает движение и утверждение в обществе социальной справедливости, ослабление социального неравенства, сохранение мира и согласия в обществе, формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство основывается на:  достижении высокого уровня экономического развития,  демократизме политической системы,  компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества,  развитии системы социального партнерства (богатые делятся с бедными), на повышении роли государства в системе планирования и регулирования всех тенденций.

 

Внутренние
Внешние
Экономические
Хозяйственные
Социальные
Обеспечение народовластия
Защита конституционного строя
Обеспечение правопорядка и законности
Экологическая
Отстаивание интересов государства в мире
Развитие сотрудничества
Национальная безопасность
Решении глобальных прблем
Консолидация общества
Социальный арбитраж
               Функции государства       

 

                                                                                          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: