Дополнительная литература

 

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 538c. Глава 7.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М.: Текст. – 1993.-304c

3. Кулинченко А.В. Государственная власть и проблемы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / А.В. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 6.

4. Новые демократии и/или новые автократии? (Материалы круглого стола) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 169-176.

5. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: учебник по спецкурсу / М.Х. Фарукшин. – Казань, 2003. –284c. Главы 1, 2.

 

Тема 5. Политическая власть, элиты и лидерство.                                                                                                                                                                                    

5.1. Власть как социальный феномен. Политическая власть.         Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти. Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить      Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то). Власть в философском понимании – это реальная способность человека воздействовать, влиять на других людей, общество, мир. Существует точка зрения, что смысл жизни человека в значительной мере состоит в стремлении к власти. Это верно, поскольку достаточно близки такие понятия: 1) власть; 2) самовыражение, или самопроявление человека (иначе говоря, раскрытие всех его сущностных сил); 3) творчество. Э. Фромм считал, что в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Власть является заменителем силы тогда, когда подлинной силы не хватает. Е. Вятр отмечает, что основным содержанием политики является борьба за завоевание и осуществление власти. Он определяет политическую власть как всякую основанную на принуждении власть одной группы людей в отношении другой группы или других групп людей.   Ф. Ницше рассматривал волю к власти как принцип жизни. Каждая власть развивается до последних своих пределов и все, что делается с известной целью, сводится к умножению власти.     Современная трактовка сущности политической власти состоит в том, что политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.   Сущностные черты политической власти: · суверенитет, что означает независимость и неделимость власти; · авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; · волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять; · принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие); · всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными акторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.  Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Достаточно распространённым и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Специфическим ресурсом власти является сам человек - это демографические ресурсы. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.          Функции политической власти: 1. обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; 2. управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп. Государство есть выделившийся из общества аппарат управления; 3. поддержание целостности и единства общества; 4. управление социальными, экономическими и политическими конфликтами.                                                               Принципы и нормы реализации власти, проблемы ее эффективности. Цель власти имеет следующие характеристики: политическое господство, польза и управление обществом; наращивание порядка, регулирование и сохранение собственности; принятие общественных обязательств и решений; реализация диктата. Об эффективности власти (ее силе или слабости) судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции и соответствует своим целям. Система принципов эффективности власти. Анализ научных разработок таких авторов, как Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. позволил выделить и обосновать перечень принципов власти, определяющих оптимальное и эффективное использование ее политиками для достижения поставленных целей и служащих формированию адекватного образа власти. · Принцип сохранения. Требует отношения к власти как к единственно подлинной ценности, за которую необходимо бороться до конца. Все остальное - производные от власти и с ее потерей теряются безвозвратно. · Принцип своевременности. Дополняет принцип сохранения - не власть как таковая, нужна политику, а политик, обладающий набором профессиональных, личностных, психологических качеств нужен власти. · Принцип действенности. Носитель власти не должен пасовать перед обстоятельствами и трудностями, а обязан уметь справляться с ними, подчинить их себе и заставить работать на свою пользу. · Принцип адекватности. От того, как власть реагирует на противодействие оппозиции, зависит восприятие самой власти, сила или слабость. Действия власти в их отношении должны быть адекватными их действиям. · Принцип легитимности. Для реализации своих идей политик должен опираться и вырабатывать правовой, законный подход, подводить под все свои действия законодательную базу. · Принцип поддержки. Политикам необходимо создать слой людей, для которых действующие законы должны стать их законами. За счет этого власть должна обеспечивать себе опору среди населения. · Принцип скрытности. Политик должен быть чем-то возвышенными, недоступными и необъяснимыми для людей. Власть, ее действия должны быть покрыты налетом таинственности, неразгаданности. Властителю нельзя раскрывать себя, становиться в один ряд с простыми людьми. · Принцип понимания. Конечная цель политики и власти должна быть понятна людям. Отсутствие понимания конечной цели действий власти ведет к тому, что общество теряет ориентиры, перестает видеть куда, как и зачем оно движется. Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.    5.2. Легитимность власти.      Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.  Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимности. Так, С.М. Липсет определяет легитимность как «способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества».    М.Вебер разработал типологию легитимности, выделив три основных ее типа: Ø традиционное господство -  авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия; Ø харизматическое господство - авторитет личного дара. Преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.; Ø легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной рационально созданными правилами (законами). М. Доган полагает, что большинство политических режимов лишены легитимности и не могут быть включены в веберовскую типологию, которая оказывается в некотором роде анахронизмом.   В настоящее время большинство ученых сходятся к следующей формулировке типов легитимности: · легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; ее основа – общее понимание норм, установленных законом; ·  идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; ее основа – идеологические ценности; · традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; ее основа – традиции, традиционное сознание; · структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; ее основа – специфические политические структуры; · персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; ее основа – личный авторитет правителя; Исследователи выделяют несколько источников легитимации власти: - участие граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет людям чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. - успешная социальная и экономическая политика;  в этом случае легитимность власти находится в прямой зависимости от эффективности такой деятельности, конечным результатом которой являются стабильность в обществе и успешное развитие всех сторон общественной жизни. - сила; все режимы опираются на принуждение, однако формы, степень его распространения и использования различны. Важное место в функционировании политической власти занимают проблемы делегитимации, обострение которых может вызвать кризис и даже крах политического режима. В связи с этим возникает необходимость выявления причин делегитимации: · противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и партикулярными и даже эгоистическими интересами властвующей элиты и связанных с ней социальных групп; · противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой; · отсутствие в политической системе артикуляции интересов социальных групп; отсутствие достаточной вертикальной мобильности в сочетании с социальным неравенством, массовым обнищанием населения и т.п. подрывает легитимность власти; · в многонациональных государствах относится национализм, этнический сепаратизм, который отвергает правомерность федеральной власти (это имело место в Чечне) или провозглашает верховенство республиканских конституций над федеральным законом (это имело место в Башкортостане, Коми, Дагестане); · потеря самой правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых противоречий, столкновение различных ветвей власти.  5.3.Понятие и причины существования политической элиты. Особенности эволюции политической элиты России.
Подходы в определении понятия элиты
  Функциональный   Существование элит связано с важностью управленческих функций
     Ценностный Существование элиты объясняется нравственным и интеллектуальным превосходством одних людей над другими  

 Элита – лучшая, ценная для общества группа людей. Это социальный слой, занимающий командные посты в какой-либо сфере деятельности и имеющий возможность непосредственно влиять на принятие решений.

       

                  Классификации элит
По отношению  к власти
    По выражению       интересов
             

                                Причины существования элит

Теории элит:

Г. Моска в своих произведениях   «Основы политической науки», «История политических доктрин» показал, что во всех обществах существуют два класса людей – класс управляющих и класс управляемых. Первый класс всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, второй – более многочисленный управляется и контролируется первым более или менее законным образом и предоставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности пол организма. Управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Кроме того, правящее большинство отличается присущими только ему особенными качествами. Сам правящий класс неоднороден. Он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы высшего начальства, и гораздо более многочисленной группы простых руководителей. Доступ в политический  класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей, дающих ему материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. В примитивных обществах это была военная доблесть, затем богатство и церковный сан. Меньшее значение в силу незрелости общества имели научные знания и умение применять их практически. Однако доминирующим критерием для отбора в правящий класс является способность управлять, означающая знание национального характера, ментальности народа и сам опыт управления. Г. Моска называл три способа обновления правящего класса: наследование, выбор, кооптация (волевое введение новых членов в правящий класс). Необходима известная стабильность правящего класса, проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро  и не должно быть слишком стремительным.

В. Парето в  «Трактате всеобщей социологии» (1916) ввел термин «элита» в научный обиход. Каждому человеку в зависимости от его деятельности присваивается определенный индекс (от 1 до 10). Таким образом, в каждой сфере составляется класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы. Это и есть элита.  Граница, отделяющая ее от основного общества, не является и не может быть точной.  

 Управляющий класс может удерживаться у власти частично силой, частично с согласия большинства подчиненного класса. Наилучший вариант – соотношение силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от умения искусно манипулировать чувствами и эмоциями.

Элиты имеют тенденции к упадку. А неэлиты способны к воспроизведению потенциально элитарных элементов, поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, что называется «циркуляцией элит».     

Выделяет два типа элит – элита «лис» и элита «львов». «Львы» верят в абсолютность своих идеалов и целей. Им свойственны решительность, настойчивость, упорство в достижении целей. На смену «львам» приходит элита «лис». Ей чуждо убеждение в абсолютности выдвигаемых целей. Она заражена скептицизмом и нерешительностью, боится крутых мер. Для выполнения своих задач применяет спекуляцию, лавирование, обман. 

Р. Михельс считал, что демократия ведет к олигархии. Рядовые партийные массы не способны к управлению и выдвигают своих руководителей. Однако даже самые демократические вожди со временем антидемократизируются. Это железный закон олигархии. В процессе функционирования партии ее аппарат отрывается от основной массы, превращается в партийную элиту. Так что на определенном этапе демократия обязательно оборачивается олигархией. 

                       Функции элит                                    
Изучение и анализ интересов различных социальных групп
Отражение этих интересов в политических установках
Создание механизма воплощения политических замыслов
 

  Критерии результативности деятельности элит

    

 Формирование политических элит:

1. система гильдий (характерна для обществ тоталитарного режима): закрытость (отбор претендентов из нижестоящих слоев элиты); наличие многочисленных формальностей, требуемых для занятия должностей; небольшой круг селектората (тех, кто производит выбор);

2. предпринимательская система: открытое общество; небольшое число формальных требований; широкий круг селектората; высокая конкурентность отбора; первостепенность личностных качеств;

3. номенклатурная система: это один из вариантов гильдии; назначение лиц на должность лишь с согласия соответствующих органов; полное устранение конкурентных механизмов.

     

Особенности формирования элит в современной России:

ü несоразмерно высокий удельный вес государственных чиновников в формировании и проведении государственных программ,

ü личная зависимость должностных лиц от главы государства,

ü активно идет процесс образования олигархии (вовлечение финансовых элит),

ü ничем не стесненная возможность выбора и действий у местных элит,  

ü сохранение номенклатурного принципа элитообразования.

 

5.4. Понятие и основные теории лидерства.

                                                                            

        Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных, политических процессах.

Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид выполняет роль лидера, т.е. объединяет и направляет деятельность всей группы.

  Концепции лидерства:

Н. Макиавелли (описание образа лидера - государя), Ф. Ницше (теория великой личности, сверхчеловека, который творит историю), Дж. Дьюи (развитие общества происходит случайно, «от ситуации к ситуации» на основе импульсов, получаемых от великих лидеров), Г. Лассуэл («вождями-агитаторами» движет чувство вины, они «ищут облегчения посредством таких механизмов как облечение других»,  «пережили в детстве крушение многих надежд»).

Теории лидерства:

1. теория качеств личности: лидером становится личность, обладающая набором определенных качеств (напр, Э.Богардус выделил следующие черты:  чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность),

2. факторно - аналитическая концепция: индивидуальные качества лидера и его стиль связаны с достижением определенных политических целей,

3. ситуационная концепция: отдельный приоритет отдается требованию объективных обстоятельств,

4. психологическая концепция: объясняет лидерство субъективными механизмами.

 

  Функции лидера:

1. интеграция общества, объединение народных масс;

2. нахождение и принятие оптимальных политических решений;

3. социальный арбитраж и патронаж;

4. коммуникация власти и масс;

5. генерирование оптимизма и социальной энергии, инновационность.

Стиль политического лидерства – совокупность способов, методов, средств, качеств, присущих лидеру: авторитарный стиль лидерства, ориентиро­ванный на единоличное принятие решений, и демократичес­кий, опирающийся на инициирование активности своих сто­ронников, их участие в процессе управления.  

                                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow