1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 538c. Глава 7.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М.: Текст. – 1993.-304c
3. Кулинченко А.В. Государственная власть и проблемы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / А.В. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 6.
4. Новые демократии и/или новые автократии? (Материалы круглого стола) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 169-176.
5. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: учебник по спецкурсу / М.Х. Фарукшин. – Казань, 2003. –284c. Главы 1, 2.
Тема 5. Политическая власть, элиты и лидерство.
5.1. Власть как социальный феномен. Политическая власть.
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то).
Власть в философском понимании – это реальная способность человека воздействовать, влиять на других людей, общество, мир. Существует точка зрения, что смысл жизни человека в значительной мере состоит в стремлении к власти. Это верно, поскольку достаточно близки такие понятия: 1) власть; 2) самовыражение, или самопроявление человека (иначе говоря, раскрытие всех его сущностных сил); 3) творчество.
Э. Фромм считал, что в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Власть является заменителем силы тогда, когда подлинной силы не хватает.
Е. Вятр отмечает, что основным содержанием политики является борьба за завоевание и осуществление власти. Он определяет политическую власть как всякую основанную на принуждении власть одной группы людей в отношении другой группы или других групп людей.
Ф. Ницше рассматривал волю к власти как принцип жизни. Каждая власть развивается до последних своих пределов и все, что делается с известной целью, сводится к умножению власти.
Современная трактовка сущности политической власти состоит в том, что политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.
Сущностные черты политической власти:
· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти;
· авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
· волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
· принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
· всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными акторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.
Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Достаточно распространённым и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Специфическим ресурсом власти является сам человек - это демографические ресурсы. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
Функции политической власти:
1. обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
2. управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп. Государство есть выделившийся из общества аппарат управления;
3. поддержание целостности и единства общества;
4. управление социальными, экономическими и политическими конфликтами.
Принципы и нормы реализации власти, проблемы ее эффективности.
Цель власти имеет следующие характеристики: политическое господство, польза и управление обществом; наращивание порядка, регулирование и сохранение собственности; принятие общественных обязательств и решений; реализация диктата.
Об эффективности власти (ее силе или слабости) судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции и соответствует своим целям.
Система принципов эффективности власти.
Анализ научных разработок таких авторов, как Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. позволил выделить и обосновать перечень принципов власти, определяющих оптимальное и эффективное использование ее политиками для достижения поставленных целей и служащих формированию адекватного образа власти.
· Принцип сохранения. Требует отношения к власти как к единственно подлинной ценности, за которую необходимо бороться до конца. Все остальное - производные от власти и с ее потерей теряются безвозвратно.
· Принцип своевременности. Дополняет принцип сохранения - не власть как таковая, нужна политику, а политик, обладающий набором профессиональных, личностных, психологических качеств нужен власти.
· Принцип действенности. Носитель власти не должен пасовать перед обстоятельствами и трудностями, а обязан уметь справляться с ними, подчинить их себе и заставить работать на свою пользу.
· Принцип адекватности. От того, как власть реагирует на противодействие оппозиции, зависит восприятие самой власти, сила или слабость. Действия власти в их отношении должны быть адекватными их действиям.
· Принцип легитимности. Для реализации своих идей политик должен опираться и вырабатывать правовой, законный подход, подводить под все свои действия законодательную базу.
· Принцип поддержки. Политикам необходимо создать слой людей, для которых действующие законы должны стать их законами. За счет этого власть должна обеспечивать себе опору среди населения.
· Принцип скрытности. Политик должен быть чем-то возвышенными, недоступными и необъяснимыми для людей. Власть, ее действия должны быть покрыты налетом таинственности, неразгаданности. Властителю нельзя раскрывать себя, становиться в один ряд с простыми людьми.
· Принцип понимания. Конечная цель политики и власти должна быть понятна людям. Отсутствие понимания конечной цели действий власти ведет к тому, что общество теряет ориентиры, перестает видеть куда, как и зачем оно движется.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.
5.2. Легитимность власти.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.
Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.
Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимности. Так, С.М. Липсет определяет легитимность как «способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества».
М.Вебер разработал типологию легитимности, выделив три основных ее типа:
Ø традиционное господство - авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия;
Ø харизматическое господство - авторитет личного дара. Преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;
Ø легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной рационально созданными правилами (законами).
М. Доган полагает, что большинство политических режимов лишены легитимности и не могут быть включены в веберовскую типологию, которая оказывается в некотором роде анахронизмом.
В настоящее время большинство ученых сходятся к следующей формулировке типов легитимности:
· легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; ее основа – общее понимание норм, установленных законом;
· идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; ее основа – идеологические ценности;
· традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; ее основа – традиции, традиционное сознание;
· структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; ее основа – специфические политические структуры;
· персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; ее основа – личный авторитет правителя;
Исследователи выделяют несколько источников легитимации власти:
- участие граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет людям чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.
- успешная социальная и экономическая политика; в этом случае легитимность власти находится в прямой зависимости от эффективности такой деятельности, конечным результатом которой являются стабильность в обществе и успешное развитие всех сторон общественной жизни.
- сила; все режимы опираются на принуждение, однако формы, степень его распространения и использования различны.
Важное место в функционировании политической власти занимают проблемы делегитимации, обострение которых может вызвать кризис и даже крах политического режима. В связи с этим возникает необходимость выявления причин делегитимации:
· противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и партикулярными и даже эгоистическими интересами властвующей элиты и связанных с ней социальных групп;
· противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой;
· отсутствие в политической системе артикуляции интересов социальных групп; отсутствие достаточной вертикальной мобильности в сочетании с социальным неравенством, массовым обнищанием населения и т.п. подрывает легитимность власти;
· в многонациональных государствах относится национализм, этнический сепаратизм, который отвергает правомерность федеральной власти (это имело место в Чечне) или провозглашает верховенство республиканских конституций над федеральным законом (это имело место в Башкортостане, Коми, Дагестане);
· потеря самой правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых противоречий, столкновение различных ветвей власти.
5.3.Понятие и причины существования политической элиты. Особенности эволюции политической элиты России.
Элита – лучшая, ценная для общества группа людей. Это социальный слой, занимающий командные посты в какой-либо сфере деятельности и имеющий возможность непосредственно влиять на принятие решений.
Теории элит: Г. Моска в своих произведениях «Основы политической науки», «История политических доктрин» показал, что во всех обществах существуют два класса людей – класс управляющих и класс управляемых. Первый класс всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, второй – более многочисленный управляется и контролируется первым более или менее законным образом и предоставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности пол организма. Управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Кроме того, правящее большинство отличается присущими только ему особенными качествами. Сам правящий класс неоднороден. Он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы высшего начальства, и гораздо более многочисленной группы простых руководителей. Доступ в политический класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей, дающих ему материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. В примитивных обществах это была военная доблесть, затем богатство и церковный сан. Меньшее значение в силу незрелости общества имели научные знания и умение применять их практически. Однако доминирующим критерием для отбора в правящий класс является способность управлять, означающая знание национального характера, ментальности народа и сам опыт управления. Г. Моска называл три способа обновления правящего класса: наследование, выбор, кооптация (волевое введение новых членов в правящий класс). Необходима известная стабильность правящего класса, проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро и не должно быть слишком стремительным. В. Парето в «Трактате всеобщей социологии» (1916) ввел термин «элита» в научный обиход. Каждому человеку в зависимости от его деятельности присваивается определенный индекс (от 1 до 10). Таким образом, в каждой сфере составляется класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы. Это и есть элита. Граница, отделяющая ее от основного общества, не является и не может быть точной. Управляющий класс может удерживаться у власти частично силой, частично с согласия большинства подчиненного класса. Наилучший вариант – соотношение силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от умения искусно манипулировать чувствами и эмоциями. Элиты имеют тенденции к упадку. А неэлиты способны к воспроизведению потенциально элитарных элементов, поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, что называется «циркуляцией элит». Выделяет два типа элит – элита «лис» и элита «львов». «Львы» верят в абсолютность своих идеалов и целей. Им свойственны решительность, настойчивость, упорство в достижении целей. На смену «львам» приходит элита «лис». Ей чуждо убеждение в абсолютности выдвигаемых целей. Она заражена скептицизмом и нерешительностью, боится крутых мер. Для выполнения своих задач применяет спекуляцию, лавирование, обман. Р. Михельс считал, что демократия ведет к олигархии. Рядовые партийные массы не способны к управлению и выдвигают своих руководителей. Однако даже самые демократические вожди со временем антидемократизируются. Это железный закон олигархии. В процессе функционирования партии ее аппарат отрывается от основной массы, превращается в партийную элиту. Так что на определенном этапе демократия обязательно оборачивается олигархией.
Формирование политических элит: 1. система гильдий (характерна для обществ тоталитарного режима): закрытость (отбор претендентов из нижестоящих слоев элиты); наличие многочисленных формальностей, требуемых для занятия должностей; небольшой круг селектората (тех, кто производит выбор); 2. предпринимательская система: открытое общество; небольшое число формальных требований; широкий круг селектората; высокая конкурентность отбора; первостепенность личностных качеств; 3. номенклатурная система: это один из вариантов гильдии; назначение лиц на должность лишь с согласия соответствующих органов; полное устранение конкурентных механизмов.
Особенности формирования элит в современной России: ü несоразмерно высокий удельный вес государственных чиновников в формировании и проведении государственных программ, ü личная зависимость должностных лиц от главы государства, ü активно идет процесс образования олигархии (вовлечение финансовых элит), ü ничем не стесненная возможность выбора и действий у местных элит, ü сохранение номенклатурного принципа элитообразования.
5.4. Понятие и основные теории лидерства.
Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных, политических процессах. Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид выполняет роль лидера, т.е. объединяет и направляет деятельность всей группы. Концепции лидерства: Н. Макиавелли (описание образа лидера - государя), Ф. Ницше (теория великой личности, сверхчеловека, который творит историю), Дж. Дьюи (развитие общества происходит случайно, «от ситуации к ситуации» на основе импульсов, получаемых от великих лидеров), Г. Лассуэл («вождями-агитаторами» движет чувство вины, они «ищут облегчения посредством таких механизмов как облечение других», «пережили в детстве крушение многих надежд»). Теории лидерства: 1. теория качеств личности: лидером становится личность, обладающая набором определенных качеств (напр, Э.Богардус выделил следующие черты: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность), 2. факторно - аналитическая концепция: индивидуальные качества лидера и его стиль связаны с достижением определенных политических целей, 3. ситуационная концепция: отдельный приоритет отдается требованию объективных обстоятельств, 4. психологическая концепция: объясняет лидерство субъективными механизмами.
Функции лидера: 1. интеграция общества, объединение народных масс; 2. нахождение и принятие оптимальных политических решений; 3. социальный арбитраж и патронаж; 4. коммуникация власти и масс; 5. генерирование оптимизма и социальной энергии, инновационность. Стиль политического лидерства – совокупность способов, методов, средств, качеств, присущих лидеру: авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|