Лоббизм. Группы интересов

 

Для современных обществ характерно наличие большого количества групп интересов (добровольных объединений людей), стремящихся донести свои требования до властных структур. Наиболее распространенной формой воздействия групп интересов на органы власти является лоббирование.

Лоббизм – деятельность, направленная на продвижение интересов частных лиц, корпоративных структур в органах власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. В технике лоббистской деятельности используются, как правило, неформальные каналы коммуникации.

 

Формы лоббизма:

- мобилизация общественного мнения (кампании в СМИ, массовые акции, громкие судебные процессы и пр.);

- использование избирательных кампаний (личное участие в выборах либо «продвижение» кандидатов);

- осуществление деятельности в рамках формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов, предоставление информации, участие в работе органов власти и т.д.);

- использование неформальных контактов (проведение различных мероприятий, задействование личных связей и пр.)

В США лоббизм регулируется законодательно. С 1946 г. действует закон, который регламентирует лоббистскую деятельность. Так, в соответствии с этим законом предусмотрена обязательная регистрация профессиональных лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США. Они обязаны также отчитываться о суммах денежных средств, потраченных на достижение поставленных перед ними задач.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

?   Вопросы для самопроверки

 

1. Как соотносятся понятия «власть» и «политика»? Почему власть является центральным элементом политики?

2. Чем отличается политическая власть от всех остальных ее видов?

3. Перечислите основные ресурсы политической власти. Как они соотносятся между собой? Какие из них, на ваш взгляд, являются важнейшими?

4. Что такое легитимность власти? Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?

5. Какова типология политического лидерства по М. Веберу?

6. Какие существуют системы формирования политических элит?

7. Каковы причины деградации политических элит? Что можно противопоставить этому процессу?

8. Как проявляется взаимодействие и взаимосвязь федеральной политической элиты России и властных элит регионов?

9. В чем заключается техника лоббистской деятельности?

 

Задания и упражнения

 

1. Лорд Актон говорил: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда – дурные люди… Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила». Согласны ли вы с этим?

 

 


 

2. М.Вебер выделил три типа легитимности власти. Проиллюстрируйте их примерами из современной политической жизни России.

 


3. Объясните, как использование властью насилия согласуется с ее легитимностью?

 

 


4. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, претендующий на роль политического лидера?

 


5. Существует мнение, что крупный лидер выдвигает идею, а мелкий – лозунг. Но  и тот и другой увлекает за собой массы. В чем, на ваш взгляд, разница в их политическом положении и в судьбе их лидерства?

 

 


Темы докладов и рефератов

 

1. Понятие и сущность лоббистской деятельности.

2. Признаки политической власти.

3. Политическая и государственная власть, их соотношение.

      4. Легальность и легитимность власти.

5. Политический лидер: отличительные характеристики.

 

Основная литература

 

1. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти / О.В. Боровых // Вестник Московского Университета. Сер.11. Право: Научный журнал / МГУ. Юридический факультет. – М. – 2004. – №1. – С. 91-100.

2. Вебер М. Харизматическое лидерство / М. Вебер // Социс. – 1998. – №5.

3. Кравченко А.И. Политология: учебник. / А.И. Кравченко– М: Проспект,2009.-448с. С. 129-160.

4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов/Р.Т. Мухаев. 3-е изд. перер. и доп. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495с. С.100-119, 122-141, 144-160.

5. Огородников В.П., Сидоров Н.М. Политология: учебн. пособие. / В.П. Огородников, Н.М. Сидоров. -   СПб.: Питер, 2009. – 272с. Гл.8 С. 188-211.

6. Политология: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд. перер. и дополн. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 591 с. С.420-445.

      







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: