Тема 5: Искусство как феномен культуры

Цель занятия: выяснить сущность искусства как социокультурного феномена, универсальные понятия искусства, гуманистическую и другие его функции.

Основные понятия: искусство, эстетическое, художественное, объективное, субъективное, универсалии культуры, понятия искусства.

Время: 1,5 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Искусство: понятие, содержание, структура, функции.

2. Художественное и его особенности.

3. Объективное и субъективное в искусстве.

4. Универсальные понятия искусства.

Темы докладов (рефератов):

1. Социально-философская парадигма искусства.

2. Психологизм в философии искусства.

3. Культура как контекст развития искусства.

4. Художественная объективность: понятие и основные принципы.

5. Искусство как мир чувственных образов.

6. Гуманистический смысл искусства.

7. Арттерапия как социальный феномен.

8. Прогресс и регресс в искусстве.

9. Особенности чувственно-образного отражения действительности в хореографическом искусстве.

10. Понятия эстетического и художественного: общее и различное.

11. Полилог и синтез искусств в хореографии.

12. Понимание и объяснение произведения хореографического искусства.

13. Особенности художественных образов в хореографическом искусстве.

14. Особенности художественных символов в хореографическом искусстве.

15. Произведение хореографического искусства и его структура.

16. Особенности понимания прекрасного в хореографическом искусстве.

17. Методология восприятия и анализа произведений хореографического искусства.

18. Произведение хореографического искусства как текст.

 

Ход проведения:

При ответе на первый вопрос нужно исходить из того, что общепринятым определением понятия искусства является следующее: это форма человеческого творчества, образное отражение и осмысление действительности с помощью чувственно-выразительных средств (звука, рисунке, слова, цвета, движений тела и т.п.). Это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. Содержание искусства составляют процессы чувственного восприятия окружающего мира и их воплощение в определенных формах и результатах художественного творчества.

Структура искусства определяется прежде всего его видами. Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные – музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные – литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся словом как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.

Существуют и иные классификации видов искусства, например, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобразительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. Ко второй группе относятся временные или динамические виды – литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Третью группу составляют пространственно-динамические виды, которые также называют синтетическими или зрелищными, – театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамично развивается, появляются все новые виды. При этом каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени. Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое.

Функции искусства: эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека на основе идеалов красоты, гармонии, возвышенного и тому подобного.

Второй вопрос следует начать с того, что в основе искусства лежит художественно-эстетическое освоение мира – воплощение единства эстетического восприятия мира и художественного таланта, которое реализуется в произведениях искусства. При этом определить своеобразие художественного возможно через его отличение от эстетического: необходимо различать художественное и эстетическое, их специфические функции в восприятии мира человеком. Эстетическое – более широкое понятие, чем художественное, поскольку отражает восприятие через понятие красоты различных сфер бытия человека, а не только через создание феноменов искусства.

Особенности художественно-эстетического и художественного освоения мира: - имеет социальную природу; - происходит через восприятие чувствами и направленность на чувственное восприятие; - является процессом реализации эстетических потребностей человека; - определяется общей культурой и образованностью человека; - ориентируется на главные эстетические категории; - имеет интерсубьективную природу. Важнейшими составляющими художественно-эстетического освоения мира являются: художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность и тому подобное. Именно эти понятия следует рассмотреть при ответе на второй вопрос.

Третий вопрос нужно начать с определения базовых понятий – объективности и субъективности. Объективность обозначает способность представлять предмет таким, каким он существует сам по себе, независимо от восприятия субъекта (индивида, социальной группы или общности). Субъективность можно охарактеризовать как зависимость восприятия чего-либо отвзглядов, опыта, представлений, вкусов, пристрастий и т.п. субъекта. При этом следует понимать, что абсолютная объективность в культуре невозможна, так как это процесс и результат жизнедеятельности чувствующего и думающего субъекта, безусловно ограниченного временем и опытом. То есть объективное в культуре существует в прямой зависимости оот субъективного. И если в науке этот процесс «перевешивает» все же в сторону объективности, то в художественном творчестве субъективность играет ведущую роль.

Искусство с необходимостью не только отражает внешнюю и внутреннюю по отношению к человеку действительность, но и производит ее оценивание. Идеи, образы, представления о хорошем и плохом, прекрасном и безобразном всегда субъективны и могут принципиально различаться в историческом социально-плане. Поэтому объективность в художественном восприятии и отражении мира обеспечивается прежде всего использованием сравнительных категорий и процедур, достижением понимания соответствующего произведения искусства в результате «отвлечения» исследователя от господствующих в данный момент представлений и предпочтений и обращения к общечеловеческим смыслам и ценностям. В отличие от научных трудов в художественном произведении ничего не нужно обосновывать и доказывать, так как его задача – донести до личности определенную информацию через воздействие на ее чувства, духовность посредством художественных образов. Искусство всегда существует, создается и воспринимается в рамках определенной культуры, поэтому каждая система худождественных представлений в известной мере субъективна и объективность возможна лишь через своеобразный «выход» из истории (теория Э. Гуссерля), возможность подняться над «методами мышления наблюдателя» (К. Леви-Строс), критической оценки происходящего, исходя из общечеловеческих культурных ценностей и идеалов.Поэтому художественную объективность можно самым общим образом определить как адекватное и глубокое выражение произведением искусства духа своего времени и своей культуры через воплощение исторически проверенных и обоснованных тенденций общечеловеческого развития.

При ответе на четвертый вопрос необходимо дать определение эстетических категорий, так как эстетическое более широкое понятие, нежели художественное, и включает его в свое содержание. Эстетические категории – наиболее общие (универсальные), фундаментальные понятия, представляющие собой формы и организующие принципы эстетического опыта и мышления. Эти понятия являются одновременно категориями искусства и категориями философии искусства, пытающейся понять феномен искусства и объяснить его развитие. Образно говоря, категории искусства — это те очки, через которые художник, критик и зритель смотрят на мир и без которых они не способны воспринять эстетическое в произведении искусства. Категориальная структура искусства, в основном совпадающая с системой категорий эстетики, представляет собой систему координат эстетического или художественного мышления: его вопросов к самому себе и ожидания ответов на них. Такая структура, являясь инвариантным аспектом эстетического мышления, обеспечивает его единство, целостность и постоянную воспроизводимость, несмотря на динамику и многообразие областей приложения художественного творчества.

Система категорий искусства, являющихся одновременно категориями эстетики и философии искусства, опирается на более общую систему философских категорий, а последняя – на предельно общую в рамках каждой культуры систему универсалий (категорий) культуры.

К категориям искусства и философии искусства относятся понятия: эстетическое видение (эстетическое), художественное, художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность, функция искусства, подражание (мимесис), побуждение, художественный образ, символ, симулякр, содержание и форма, художественный канон, прекрасное, эпатирующее, возвышенное, обыденное, трагическое, фарсовое, безобразное, отвратительное, комическое, ироническое, абсурдное, жестокое, эклектическое, заумное, деконструкция и т.д. Часть из этих категорий относится к самому искусству, а часть – к его познанию. Универсальными категориями искусства наиболее общие понятия, которые представляют собой формы и принципы художественного опыта и мышления. Это: художественное видение, художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность, художественный образ, художественный символ, художественный канон, прекрасное, безобразное, комическое, ироническое, трагическое и тому подобное.

Некоторые категории – в частности, подражание и побуждение, художественный образ, симулякр, художественный символ, содержание и форма – рассматриваются в рамках обсуждения основных принципов искусства, формулировка которых невозможна без использования данных категорий. При этом нужно отметить, что все категории искусства имеют в каждый промежуток времени описательно-оценочный характер.

Традиционная философия искусства, как и традиционная эстетика, обычно говорила только о категориях искусства, под которыми понимались те предельно общие понятия, в координатах которых всегда протекает художественное мышление. Современная философия искусства вместо старого понятия «категория искусства» все чаще использует более широкое понятие эстетического качества, или эстетического свойства. Такие категории искусства, как красота, безобразное, трагическое и т.п., являются частным, хотя и важным случаем эстетических качеств.

Системы эстетических категорий, создававшиеся в рамках традиционной философии, характеризуются определенной искусственностью, оторванностью от реальной практики художественного мышления. Почти все эти системы основываются на ошибочных предпосылках: существует, якобы, замкнутый перечень категорий; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с нею; система категорий представляет собой не результат анализа реального, в частности художественного, мышления, а следствие определенных общих философских идей, касающихся реальности, и др.

Под непосредственным воздействием науки и искусства современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «абсурд», «обыденное», «объяснение», «понимание» и т.д. С другой стороны, новое понимание общества и человека побудило отнести к категориям такие понятия, как «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий не только размыто, но и весьма разнородно, так что о «системе категорий» следует говорить с большой осторожностью.

Следует подчеркнуть, что система категорий искусства, хотя она и формируется в рамках искусства, вырастает, в конечном счете, из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, например, философией, теологией или естественной наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система категорий искусства. Каждое направление в философии искусства вводит свои собственные категории, претендующие на то, чтобы быть уточнениями, или экспликациями, категорий реального художественного мышления. Всякая философская классификация категорий является в той или иной мере искусственной, что следует учитывать при философско-мировоззренческом и искусствоведческом анализе художественных произведений.

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: