Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии

Бытие, по мнению Гегеля, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. На первый взгляд эта идея лишена всяческого смысла, но если отвлечься от мистических сюжетов божественного творения мира, бытия из ничего, то в рассуждениях философа мы найдем разумное содержание. Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию становление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию.

Сущность.  В учении о сущности Гегель  дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность - это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости. Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода - это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию.

Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная.

Философия духа. Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек - часть природы. Однако человеческий; дух -- продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Философия истории Гегеля. Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю.

Этапы исторического процесса по Гегелю:

1. Восточный мир - отсутствие свободы

2. Греческий мир (античность) - свобода дополняется несвободой, т.к. у греков существовало рабство, а у римлян - подчинение различных народов

3. Германский мир - подлинная свобода

Ей предшествует: а) реформация (Лютер, Кальвин) б) Великая французская революция

Философия права Георга Гегеля.

Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах его творчества.

В самом общем виде философия права Гегеля представляет собой еще один вариант естественно-правового мышления, основывающегося на идеалистическом мировоззрении. Продолжая во многом линию Канта, он стремится реализовать принцип субъективности. Это значит, что истоки права и его критерий он пытается отыскать в человеческом сознании. Так, сравнивая законы природы и законы права, он отмечает, что мерило природы находится вне нас, а законы права — «это законы, идущие от людей».

Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа.

Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права. Однако в поисках легитимации идеи права он отвергает попытки обращения к природе как образцу для себя, тем самым отвергает попытки натуралистической легитимации, характерной для философии эпохи Просвещения. Основная цель философии права, по Гегелю, усматривается в очищении ее от идей естественного права XVII-XVIII столетий. Гегель отрицал противопоставление естественного права положительному. По его мнению, естественное (или философское) право — это наиболее разумная основа положительного права, но с одним важным уточнением: естественное право не должно отождествляться с доктринами Гуго Гроция и его последователей, которые трактуют естественное право как нечто извечно данное и застывшее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: