Младогегельянцы: основные идеи и представители. Антропологическая философия Людвига Андреаса Фейербаха и критика им христианства

Младогегельянцы —идеологи немецкого либерализма 30—40-х годов XIX в., представители левого буржуазно-радикального крыла школы Гегеля (Б. Бауэр, Д. Штраус, А. Руге, М. Штирер). Младогегельянцы ставили на место «абсолютной идеи» (бога) «самосознание». Воплощением этой могущественной, но их мнению, творческой силы истории она объявляли интеллигенцию и государство.

Младогегельянцы рассматривали народ как «некритическую массу», которой чуждо самосознание. Так, например, Б. Бауэр утверждал, что в массе, а не в чём-либо другом следует искать истинного врага духа. Младогегельянцы осуждали французскую буржуазную революцию XVIII в., противопоставляя ей буржуазные реформы, осуществляемые по инициативе «разумного» (эксплуататорского) государства. Критикуя ортодоксальное христианство, отвергая достоверность евангелия, младогегельянцы отождествляли религиозное сознание с сознанием народа. Главным препятствием на пути прогресса Германии они считали не господство помещиков и абсолютизма, а господство религии, извращающей якобы разумную природу государства и угрожающей ему установлением господства «неразумной» массы.   Считая источником социального преобразования превращение сознания в «самосознание», младогегельянцы фактически проповедовали примирение с существующими в Германии порядками путём их «разумного» истолкования. Им была абсолютно чужда мысль о борьбе классов, об объективных законах общественного развития, о роли экономических отношений, материального производства в развитии общества. Их проповедь была обращена к эксплуататорским класса.

Антропологическая философия Л. Фейербаха. философ-материалист.

Одна из важнейших задач философии, по утверждению Фейербаха, состоит в том, чтобы как можно полнее и многообразнее раскрыть единство природы и человека. Природа формирует, человека, словно талантливый скульптор, лепит его по своему усмотрению

Для Фейербаха человек — центр бытия. Поэтому проблема человека, его сущности, есть эпицентр философского анализа. Но человек выступает в работах Фейербаха лишь как представитель человеческого рода. Отношения между людьми — это отношения множества индивидов, связанных между собой природными узами. Материализм Фейербаха- не диалектический, а метафизический. Ориентированный на природное бытие человека этот метафизический материализм выступил в особой своей разновидности —антропологическом материализме. Будучи материалистом в понимании природы, закономерностей познавательного процесса, Фейербах становится на позиции идеализма в объяснении общества. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, рассматривает природу не как механизм, а как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — человек как единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии. Бог трактуется как отражение в сознании людей их собственной, человеческой сущности. Религия мешает человеку преобразовывать реальный мир. «Человек человеку Бог». Фейербах уделял много внимания теологическим вопросам. Однако он не считал, что Бог обладает реальным существованием. Дух вообще вторичен, первична же Природа. Божественный дух есть лишь проекция родовой человеческой сущности, образуемой разумом, волей и «сердцем», т. е. эмоциями. Отчуждение человеком своей собственной сущности происходит в несколько этапов. Осознав зависимость своей жизни от неизвестных природных сил, древние люди чувствовали необходимость как-то совладать с ними. Фейербах проводил резкую грань между философией и религией, противопоставляя их друг другу. По мнению Фейербаха, если религия обещает спасение человека после смерти, то философия призвана на Земле осуществить то, что обещает религия человеку в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Бог, говорит Фейербах, рождается исключительно в человеческих страданиях. Только у человека заимствует бог все свои определения: бог есть то, чем человек хочет быть. Однако в отрицании веры в Бога Фейербах приходит к другой религии. Поскольку, по мнению Фейербаха, религия отражает нечто извечное, присущее человеку, постольку религиозное чувство непреодолимо. Надо заменить веру в Бога верой в любовь человека к человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: