Философ подчеркивает противоположность и неразрывную связь Первоединого и иллюзорного мира, созданного человеком. Эти две сущности он положил в основу представлений об аполлоническом и дионисийском первоначалах. Разные полюсы человеческого бытия были запечатлены в образах Аполлона и Диониса; эти два начала были прослежены в миросозерцании, культуре и историческом развитии греков. Два символа выразили всю полноту вечной жизни.
Для того чтобы полнее характеризовать оба начала, Ницше предлагает нарисовать в своем воображении художественные миры сновидения и опьянения. Аполлоническое начало производит состояние, сравниваемое с состоянием сновидения, дионисийское же - с состоянием опьянения.
Дионисическое начало характеризуется понятиями «безобразное» и «дисгармоническое». Это связано с тем ужасом, которое испытывает человек перед чем-то непознаваемым, иррациональным. Дионисийское начало есть стихия, порыв, непреодолимое тяготение. Всякая система, порядок, последовательность презираются. дионисийский человек для Ницше неразрывно связан с природой, но он вовсе не является «естественным человеком» в идиллическом понимании.
Аполлоническое начало представляет собой полную противоположность дионисийскому. Оно появляется в попытках человека познать и объяснить окружающий его мир, защититься от его ужасов посредством иллюзии, сновидения. Именно с состоянием сновидения соотносит аполлоническое Ницше. Под "сновидением" философ, по собственному его пояснению, разумеет, по существу, "внутреннее видение", "прекрасную видимость мира сновидений".
Влияние Ницше на мировую культуру и литературу XX века огромно и велико.
Ряд культурфилософских воззрений Ницше становится основанием для появления гуманистически ориентированных теоретических и художественно-практических феноменов в культуре XX века. И в данном аспекте особенно обращает на себя внимание проект «нового гуманизма» в творчестве Сент-Экзюпери, в котором нашли гуманистическое развитие отдельные идеи философии Ницше. Это доказывает возможность принципиальной разнонаправленности влияния философии немецкого мыслителя на художественную культуру XX в. - гуманистически-созидающего и антигуманистически-разрушающего.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы:
· для уточнения понимания культурфилософских воззрений Ницше;
· для исследования содержательных оснований ряда эстетических и общекультурологических теорий и художественных практик XX века;
· для проведения более глубокой теоретической разработки проблем, поставленных в этой работе.
Экзистенциальная философия: особенности, представители, темы и идеи.
Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:
· отчуждение человека в эпоху социального кризиса; · существование человека и его сущность; · бытие человека и бытие мира; · человек как уникальное существо;
Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от общества.
Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу. Философы- экзистенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.
Крупнейшие представители экзистенциализма: М.Хайдеггер (1888-1976), К. Ясперс (1883-1969) - немецкие философы, Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.
Персонализм (от лат. Persona - личность) – это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.
Философская антропология -это философское течение, поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом.
Основными чертами экзистенциализма называют:
1) Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;
2) Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;
3) Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;
4) Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;
5) Существование человека рассматривается как драма свободы.