Ответы к задачам. 218

ЖИЗНЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО СТАВИТ ВСЕ НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ВСЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТ "ЗАГНАТЬ НАС В УГОЛ".

ПОЭТОМУ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА НЕСТАНДАРТНОГО, ГИБКОГО МЫШЛЕНИЯ.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ?

МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ПРОСТЫХ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ТРЕНИРОВОК ПО РЕШЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, НАПРИМЕР, В ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ? А ПОТОМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ НАВЫКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБЫХ ПРОБЛЕМ?

ПЕРЕД ВАМИ КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ: О ТЕОРИИ, ПРИЕМАХ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ.


[суперобложка, с.2]


О книге и ее авторе

 

Первое издание книги “Как стать изобретателем” вышло в 1990 г. в издательстве “Просвещение” (Москва) тиражом 100 тысяч экземпляров. В то время это был обычный тираж, и его даже не хватило для свободной продажи в книжных магазинах страны. Тираж разошелся по библиотекам и по целевым заказам школ, институтов, техникумов и многочисленных участников существовавшего тогда “незримого колледжа” ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - что-то около двухсот региональных, мелких и крупных групп, кружков и университетов научно-технического творчества. Книга сразу стала библиографической редкостью.

Необходимость в ее INTERNET-издании для самого широкого читателя очевидна - автору удалось совместить почти несовместимое: четкое и полное изложение новой, во многом парадоксальной, научной теории с ясным и достаточно популярным изложением всех ее правил, законов и приемов решения изобретательских задач. Все положения теории иллюстрированы множеством примеров (изобретений) и снабжены методическим аппаратом для самостоятельной тренировки в решении творческих проблем - реальных изобретательских задач.

Автор, Саламатов Юрий Петрович, доцент, кандидат технических наук, автор 50 изобретений и многочисленных публикаций, в том числе трех книг по ТРИЗ. Занимается изучением и развитием теории более 25 лет. С 1980 г. является членом ОЛТИ - общественной лаборатории теории изобретательства (руководитель Г.С.Альтшуллер). В 1982-1991 гг. обучал инженеров и научных работников в Красноярском университете научно-технического творчества при краевом совете НТО (научно-технических обществ). С 1989 г. директор Красноярского филиала лаборатории изобретающих машин, а с 1998 г. - организатор и директор Иститута инновационного проектирования (INSTITUTE OF INNOVATIVE DESIGN).

Не менее важной причиной INTERNET-издания книги является стремление сохранить отечественный приоритет и мировое первенство в разработке этого научного направления. За рубежом ТРИЗ активно осваивается во многих странах. Существует несколько десятков англоязычных сайтов в "мировой паутине", посвященных только ТРИЗ. Данная книга (и другие книги автора) переводятся на многие языки. Вот только две ссылки на англоязычное и японское издание книги "Как стать изобретателем" (расширенные варианты) под другими названиями:

Yuri Salamatov "TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving" Edited and adapted by Valeri Souchkov. Translated from Russian by Maria Strogaia and Sergei Yakovlev. Published by Insytec B.V. 1999. The Netherlands. E-mail: info@insytec.com. Web address: www.insytec.com

 

Yuri Salamatov "TRIZ Philisophy: The Heart of Creative Problem Solving", Super Inventive Technique TRIZ Series Vol. 5, (Translated by Toru Nakagawa and Mithubishi Research Institute, Published by Nikkei BP, Tokyo, Japan, Nov. 17, 2000. "TRIZ Home Page in Japan": http://www.osaka-gu.ac.jp/php/nakagawa/TRIZ/eTRIZ/


 


 

                                       

                                          Ю.П.Саламатов

    КАК СТАТЬ 

    ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ

           Пособие для самостоятельного изучения

           теории решения изобретательских задач

 

               

               

 

 





СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ...................................................................................................................................... 1

К ЧИТАТЕЛЮ........................................................................................................................................ 2

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ КНИГА ЛИЧНО ВАМ?.......................................................................................... 2

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ?....................................................................................................... 3

МИЛЛИОН ПРОБ И ОДНА ЖИЗНЬ..................................................................................................... 6

2. МОНОПОЛИЯ НА ТВОРЧЕСТВО? - ЕЕ ПРОСТО НЕТ!..................................................................... 16

СОПЕРНИЧАЯ С ЭДИСОНОМ......................................................................................................... 16

ИСКРА СЛУЧАЯ МОЖЕТ И НЕ ВСПЫХНУТЬ.................................................................................. 20

НАДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ.................................................................................... 24

СНИМЕМ ПОКРОВ ТАИНСТВЕННОСТИ........................................................................................... 28

ТАБУ НА СЛАБОЕ РЕШЕНИЕ.......................................................................................................... 31

КВАНТЫ ТЕОРИИ............................................................................................................................ 38

ЗАДАЧИ БЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ? ПОЖАЛУЙСТА............................................................................. 38

"ПРАВИЛА ИГРЫ" ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ........................................................................................ 42

ДОГАДКА ПО ФОРМУЛАМ............................................................................................................... 47

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ............................................................................ 52

МЕСТО ПОЕДИНКА - ФЕПОЛЬ........................................................................................................ 56

ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ............................................................................................................ 61

ШАГ ЧЕРЕЗ БАРЬЕР....................................................................................................................... 70

СЛОМАТЬ КОМПРОМИСС............................................................................................................... 70

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ТВОРЧЕСТВА....................................................................................................... 73

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СИСТЕМА?................................................................................................. 80

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ..................................................................................... 83

УПРАВЛЯЕМОЕ ВООБРАЖЕНИЕ..................................................................................................... 89

НИКАКИХ ЧУДЕС - ВСЕ ПО ЗАКОНАМ............................................................................................ 89

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ФАНТАЗИИ....................................................................................................... 93

ПРОТИВОРЕЧИЯ - КЛЮЧ К ИСТИНЕ............................................................................................. 96

НА ПУТИ К ИЗОБРЕТЕНИЮ........................................................................................................... 100

ОСНОВЫ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ............................................................................................... 106

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.......................................................... 109

ИЩИТЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ........................................................................................................... 115

В ЕДИНОМ РИТМЕ........................................................................................................................ 115

СТАНДАРТ НА СМЕЛОЕ РЕШЕНИЕ.............................................................................................. 118

ЕСЛИ НУЖНО ВЕЩЕСТВО - ВОЗЬМЕМ ПУСТОТУ......................................................................... 122

МАГИЯ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ............................................................................................. 128

ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАКАЗАННЫЕ МЕЧТОЙ...................................................................................... 133

ВЕКТОР ИДЕАЛЬНОСТИ................................................................................................................ 141

СИСТЕМА НА ВОЛНАХ ЭВОЛЮЦИИ.............................................................................................. 141

ОРИЕНТИР В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ............................................................................................ 155

ВЫНЕСЕМ ТРИВИАЛЬНОЕ ЗА СКОБКИ........................................................................................ 159

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.......................................................... 163

СТРАТЕГИЯ ПЛЮС ТАКТИКА........................................................................................................ 169

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ......................................................................................................... 169

СУММА ИНФОРМАЦИИ: УКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТОВ ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ..................................... 175

УВИДЕТЬ БУДУЩЕЕ...................................................................................................................... 181

ПРОГРАММИРУЕМ НЕОЖИДАННОСТИ......................................................................................... 189

СИСТЕМЫ: ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ......................................................................................... 189

ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ СТАНОВЯТСЯ................................................................................................ 200

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.......................................................... 206

УТОЧНИМ СХЕМУ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.............................................................. 206

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................... 210

УКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТОВ................................................................................................................ 210

УКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ........................................................................................ 210

УКАЗАТЕЛЬ ХИМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ........................................................................................ 215

УКАЗАТЕЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ............................................................................... 216

ТЕХНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭФФЕКТОВ......................................................................................... 217

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ.................................................................................................................... 218


К ЧИТАТЕЛЮ

 

Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый.

 

Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность?

Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так?. Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны?. И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

 

ТАКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНА! МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТОЙ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ НАУКОЙ, ЗАКОНОМЕРНО ПОЯВИВШЕЙСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ.

 

Цель книги - дать систематизированное изложение основных идей ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Все положения, выводы и рекомендации теории основаны на анализе больших массивов патентной информации и проверены в процессе практического применения. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов - это оказалось, вопреки бытующему и поныне скепсису приверженцев "творческого озарения", задачей посильной и вполне осуществимой. Причем занятия посещались зачастую не только техниками (инженерами, научными работниками и студентами), но и специалистами гуманитарных профессий.

 

МЫ ПРИШЛИ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ЗНАЧЕНИЕ ВРОЖДЕННЫХ КАЧЕСТВ НЕ СТОЛЬ ВЕЛИКО (ИЛИ ВОВСЕ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ), КАК ЭТО ОБЫЧНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ. ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ОН САМ ТОГО ТВЕРДО ЖЕЛАЕТ, МОЖЕТ СТАТЬ АКТИВНЫМ НОВАТОРОМ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ, НАУЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.

 

Под творческим мышлением мы понимаем сильное, хорошо организованное мышление с использованием определенного набора приемов, правил и программ. Вместо спонтанного, случайного, плохо организованного мышления, вместо интуиции и "вспышек озарения", вместо деления людей на "избранных" творцов (“гениев”) и "толпу", вместо якобы существующего неравенства способностей в изобретательстве, мы предлагаем предельно демократизированное творчество доступное каждому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: