double arrow

Эволюция классического эмпиризма в философии Томаса Гоббса и Джона Локка

 

В то время, как на континенте внимание было сосредоточено на Декарте, его последователях и критиках, в Британии продолжалось развитие эмпирической философии. Двумя наиболее яркими представителями британского эмпиризма XVII века стали философы Томас Гоббс и Джон Локк.

Томас Гоббс (1588 – 1679), как и Бэкон, был убежден в том, что наука является той силой, с которой связано дальнейшее развитие общества, однако в центре его внимание оказались не естественные, а социальные науки.

В понимании природы Гоббс отстаивал идеи механистического материализм, он полагал, что природа состоит исключительно из материи и что она устроена по принципу механизма (вроде часов), где одни части приводят другие в движение. Примечательно, что Гоббс при этом не был атеистом, полагая, что и сам Бог является материальным существом. В обоснование своей позиции он приводил тот факт, что в христианском богословии считается, что Иисус является Богом, а он был телесным, материальным существом. Следовательно, Бог также должен быть материальным. Правда, помимо этого, по Гоббсу, мы ничего не можем сказать о Боге, поскольку он непостижим человеческим разумом. Тем самым, вопросы о Боге как бы выносятся Гоббсом за скобки философских дискуссий.

Но главным в наследии Гоббса, все-таки, является его учение о государстве. В основе этого учения лежит идея общественного договора. Гоббс был пессимистичен в понимании природы человека и считал, что люди, предоставленные сами себе и лишенные внешнего контроля, обречены на войну всех против всех. В какой-то момент времени люди решают прекратить эту войну и принимают решение добровольно ограничить права для того, чтобы установить порядок и мир. Так появляются законы и государство.

Главной функцией государства, по Гоббсу, является поддержание мира. Обеспечить его может лишь сильное государство во главе с монархом, в руках которого сосредоточена вся полнота власти. Следовательно, Гоббс выступает противником демократии и сторонником абсолютизма. Сам он честно следовал своим взглядам: в ходе революционных событий 1640-х годов, которые привели к ослаблению централизованной власти и началу гражданской войны. Он сбежал из Англии во Францию, где прожил до 1651 года. Вернулся Гоббс только после того, как в Англии установилась власть Оливера Кромвеля, который для Гоббса был своего рода примером идеального правителя, железной рукой прекращающего гражданскую войну и приводящего страну к миру.

Наивысшей точкой развития классического британского эмпиризма считается философия Джона Локка (1632–1704), выдающегося философа-эмпирика и друга Исаака Ньютона. Полемизируя с Декартом и, шире, всеми философами-рационалистами, Локк постулирует, что человеческий разум представляет собой «чистую доску», которая заполняется лишь с помощью опыта, который формирует в человеческом уме идеи. Функция же разума, согласно Локку, ограничивается поиском согласованности идей.

Впрочем, следует отметить, что Локк не ограничивал сферу опыта одними лишь чувственными ощущениями. Он полагал, что чувство может быть как внешним («ощущением»), так и внутренним («интуицией»). Таким образом, Локк признает роль самоанализа, интроспекции, как источника наших знаний наравне с собственно ощущениями. Из этих двух видов опыта, согласно Локку, и выводится такими философами как Декарт существование двух отдельных субстанций, мыслящей и протяженной. Однако, в пику Декарту, Локк утверждает, что никаких оснований для того, чтобы объявлять сознание отдельной субстанцией, у нас нет. С тем же успехом можно ограничиться лишь одной субстанцией – материальной.

Не удивительно поэтому, что именно ощущения играют в философии Локка центральную роль. В ощущениях нам открываются различные качества предметов, которые Локк, – и в этом его наиболее важная мысль, – делит на два вида: первичные и вторичные. Первичные качества присущи самим вещам, это реальные сущности, объективные свойства вещей. Вторичные качества являются порождением нашего восприятия. Например, красный цвет яблока является вторичным качеством, так как ощущение цвета порождается нашим восприятием (человек с нарушением зрения может видеть его не красным), а масса яблока – первичным, так как является его неотъемлемым свойством и составляет его сущность.

Этому разделению на первичные и вторичные качества, а точнее, осознание того, что многое из того, что мы привыкли считать объективными свойствами вселенной, на самом деле существует лишь в нашем восприятии, предстоит сыграть большую роль в дальнейшем развитии философии, в особенности в работах Беркли и Юма, о которых речь пойдет далее.

Просвещение как феномен европейской культуры Нового времени

 

Эпохой Просвещения принято назвать период, условные границы которого обозначены двумя европейскими революциями: английской революцией 1688 года и французской – 1779 года. Однако в отношении интеллектуальной истории не меньшее, а возможно и большее значение для становления Просвещения имело издание в 1687 году «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона – работы, в которой Ньютон сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения, заложившие основу классической механики и ставшие весомым аргументом в пользу эмпирического естествознания.

Не удивительно, что эпоха Просвещения может быть охарактеризована, прежде всего, как период оптимизма в отношении научного прогресса. Авторы этого времени, прежде всего, движимы надеждой, что научные знания искоренят суеверия, сделают общество гуманнее и станут надежной основой общественного прогресса.

Философия Просвещения, имея некоторые общие черты, тем не менее приобретала специфику в различных регионах Европы в силу особенностей, характерных для региональных философских традиций. В Британии, например, философия Просвещения стала дальнейшим развитием британского эмпиризма, в то время как немецкое просвещение, напротив, тяготело к философии рационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: